Антиреформа высшего образования

Сегодня мы публикуем еще одно письмо профессора Кима ТАКСИРА.

«Новая» внимательно следит за тем, что происходит с высшим образованием. «Как нас делают несогласными» № 137 от 3 декабря 2012 , «Вузы стали более лучше неэффективны» № 134 от 26 ноября 2012. О грядущих последствиях реформы вузов пишут преподаватели: «Кроме нас о области уже никто не готовит учителей химии».

Под видом реформирования в стране происходит практически уничтожение высшего образования, вузов, представляющих гордость нашей страны. Закрываются вузы специфика, особенности, культура, лицо которых сформировались за многие годы. Выпускники с гордостью говорят о том, что они закончили престижный вуз. Приведу несколько примеров.

ВЗФЭИ просуществовал более 80 лет. В СССР он входил в тридцатку наиболее значимых вузов, подведомственных Министерству высшего образования СССР. В нем трудились выдающиеся финансисты страны: А.Г.Зверев – нарком во время Великой Отечественной войны, министр В.Ф.Гарбузов, ученые – авторы многих учебников и монографий. Большинство экономических и финансовых вузов пользуются учебниками, подготовленными учеными ВЗФЭИ. Опрос, проведенный в 2006 году показал, что более половины руководителей финансовых органов регионов страны получили образование в ВЗФЭИ и гордятся этим.

Институт, имеющий свое лицо, поддерживал творческие научные связи с зарубежными вузами, ежегодно организовывал международные конференции.

Решение о присоединении ВЗФЭИ к Финансовому Университету при Правительстве РФ было встречено преподавателями и студентами отрицательно. В Министерство образования и науки РФ были направлены письма коллектива преподавателей с просьбой отменить это решение, были пикеты студентов и преподавателей у здания Министерства. Вместо того, чтобы вникнуть в существо вопроса, Министерством были предприняты решительные меры по пресечению протеста, состоялись увольнения, понижение в должности и др.

И вот ВЗФЭИ – уже бывший. А был это крупнейший вуз, в него входил 21 филиал, более 60 тысяч студентов дневного и заочного обучения. После решения об объединении в ВЗФЭИ был прислан представитель Финансового Университета, кандидат военных наук, полковник танковых войск А.Н. Ланских в качестве исполняющего обязанности ректора. Вскоре вуз назвали институтом в составе Финансового Университета, затем он стал называться филиалом, отделением, факультетом. Вскоре Финансовый Университет отказался от этих определений, ликвидировал почти все кафедры, преподаватели распределены по многим кафедрам Финансового Университета, хотя я глубоко убежден, что многие профессоры и заведующие кафедрами бывшего ВЗФЭИ, по уровню знаний и опыту работы выше работающих в Финансовом Университете. За годы своего существования в ВЗФЭИ тысячи ученых получили степени кандидата и доктора наук. Эти высокие звания подтвердила ВАК Министерства.

Ректор эффективного Университета им. Г.В.Плеханова В.И.Гришин получил несколько лет назад ученую степень доктора экономических наук в неэффективном ВЗФЭИ.

Мы, ученые, знаем, что на кафедре много лет формируется коллектив преподавателей, которые совместно готовят учебники, проводят конференции, ведут научную работу со студентами, готовят аспирантов и докторантов. За много лет создается «лицо» кафедры, ее потенциал.

Примером может служить кафедра региональной экономики и управления. Она ликвидирована, а ее преподаватели распределены между пятью кафедрами Финансового Университета. Коллектив разрушен. Произошло фактическое уничтожение крупнейшего и весьма эффективного вуза.

В ВЗФЭИ был музей. Новые хозяева распорядились закрыть музей и все его экспонаты отправить в подвал.

Так закончилась, по воле чиновников Министерства образования и науки РФ история престижного и авторитетного вуза.

Другой пример – ликвидация крупнейшего вуза страны – МГОУ (бывшего ВЗПИ), выпустившего за свои годы существования более 500 тысяч высококвалифицированных специалистов. В декабре 2012 года Университет отметил свое восьмидесятилетие. Его окончили Л.И.Брежнев, В.С.Черномырдин, многие другие государственные деятели, а также целая плеяда выдающихся ученых.

Министерство образования и науки РФ присоединило этот вуз к МАМИ (к нему присоединино и МИХОМ) с новым общим названием ММУ (Московский машиностроительный Университет). МГОУ (с филиалами) насчитывает 64 тысячи студентов, примерно в шесть раз больше, чем в МАМИ.

В МГОУ работали такие корифеи науки как академик И.И.Артоболевский – основатель теории механизмов и машин, один из создателей системы машин автоматического действия; академик М.И.Кошкин, под руководством которого создан танк Т-34; академик М.Ф.Шостаковский, создавший бальзам его имени, а также различные эфиры. В Университете работали М.И.Агашков (наука о земле), В.Е.Фортов (физика плазмы) и многие другие. Среди работающих в Университете ученых – профессор В.Д.Плахтин (синтез механизмов прокатного производства) – автор 170 патентов и изобретений, профессор Ю.Д.Красников (горные машины сверхмощной энергии) – автор 140 патентов и изобретений, профессор В.П.Проценко (энергосбережение) – автор 110 патентов и изобретений. Этот список заслуженных деятелей науки, лауреатов государственных премий можно значительно продолжить. В Университете в настоящее время работают ученые, имеющие более 1000 изобретений, опубликовавших свыше 200 монографий и учебников. Немногие вузы страны достигли таких высоких результатов, это и есть наиболее важный показатель эффективности работы вузов, а не абстрактные показатели, которыми руководствуется Министерство.

Другой важнейший показатель эффективности МГОУ - востребованность подготовленных им высококвалифицированных кадров, их средняя зарплата, их роль и место в народном хозяйстве, репутация у работодателей, обеспечение потребности ряда отраслей экономики.

В ряде регионов, где расположены филиалы МГОУ, во главе многих муниципальных образований и крупных промышленных объединений стоят его выпускники.

Правительство РФ в прошлом году присвоило МГОУ имя В.С.Черномырдина. Он закончил этот вуз и много лет (до конца своей жизни) возглавлял Наблюдательный Совет этого вуза.

Могу с уверенностью утверждать, что этот вуз в результате чисто механического объединения ждет такая же участь как ВЗФЭИ – полная ликвидация. И это называется реформированием высшего образования? И, это есть борьба с так называемыми «неэффективными вузами»?

Следующий пример – попытка ликвидировать один из крупнейших и весьма эффективных вузов страны – МГТЭУ. В нем обучаются 70 тысяч студентов, а в Университете им.Г.В.Плеханова, к которому принято решение присоединить этот вуз – 12 тысяч. МГТЭУ ждет та же участь, что и ВЗФЭИ. Между тем, по ряду объективных показателей Плехановский университет не является более эффективным и значимым, чем МГТЭУ.

Почему Министерство образования и науки РФ расправляется, главным образом, с крупнейшими вузами (ВЗФЭИ, МГОУ, МГТЭУ)? Министерство руководствуется абстрактными показателями, не отражающими действительное положение с эффективностью вузов.

Они абсурдны. Уже признано, что они не могут применяться для многих вузов, особенно для гуманитарных.

Здравый смысл подсказывает, что применяемые Министерством критерии не могут являться основой реформирования высшего образования.

22 ноября 2012 года более трех тысяч человек обратились с петицией к Министерству с требованием сделать публичными процедуру оценки эффективности государственных вузов. Этого же потребовали межведомственная комиссия, инициативная Ассоциация преподавателей высшей школы «Свободный Университет».

Замминистра А.Климов заявил, что до февраля 2013 года Министерство и регионы должны подготовить предложения по неэффективным вузам, которые лягут на стол Президента России. По заявлению самого министра Д.Ливанова планируется в ближайшие три года сократить пятую часть вузов и треть филиалов.

Министр открыто упрекнул профессуру государственных вузов ее низкими зарплатами - тех, кто получает 20-30 тысяч рублей в месяц. Он заключил – «вузы, где такие преподаватели есть, не могут называться эффективно работающими». Такое заявление, оскорбившее подавляющее большинство преподавателей свидетельствует о вопиющей некомпетентности министра, его ограниченности.

Профсоюз российских студентов предложил отправить министра в отставку. Около тысячи преподавателей из всех регионов страны выразили недоверии министру, потребовали введения единой тарифной сетки, введения прозрачной и справедливой системы начисления зарплат и контроля.

В исследовании на тему «Рыночная экономика и образование», проведенном в МГОУ в 2011 году отмечалось, что крупные вузовские конгломераты создавались за рубежом годами, главным образом путем образования новых структур (исходя из потребности), а не путем механического присоединения.

В России, где рыночная экономика только развивается, и далека от совершенства, формирование крупных вузовских конгломератов надо осуществлять исключительно осторожно и обдуманно, учитывая специфику и особенности вузов, их традиции, опыт и присущую им эффективность.

Чиновники Министерства заявляют, что на проведенные реформы путем объединения вузов (чисто механическое) есть согласие руководителей. Но согласие некоторых руководителей достигается угрозами или подкупом – в укрупненном вузе им предлагают должности проректора, президента, научного руководителя.

Если не остановить немедленно этот дикий процесс якобы реформирования, то будут уничтожены основы высшего образования, его сущность, многолетние традиции. Реформирование образования надо осуществлять не такими методами.

В своем Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года было дано поручение Правительству РФ определить, к апрелю 2013 года, показатели качества образования. Видимо, следует создать для этого независимую объективную комиссию, которая должна на основе анализа, опыта и специфики деятельности государственных вузов определить эти показатели с учетом ухода страны от сырьевой зависимости, проведения структурной перестройки экономики, ускорением роста ряда отраслей на основе модернизации, а также возрастающей потребности в подготовке высококвалифицированных кадров соответствующих специальностей.

Обращаюсь к преподавателям и студентам вузов, в первую очередь т.н. «неэффективных», поддержать мою статью в «Новой газете» как обращение к Президенту и Правительству РФ с просьбой обязать Министра образования и науки РФ прекратить абсурдную и губительную реформу высшего образования.

Ким ТАКСИР

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник МГОУ

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе