Бюджетная реформа

Практически все школы начнут зарабатывать 

Ровно через два года – к 1 июля 2012-го – сегодняшние бюджетные учреждения должны быть преобразованы в казенные заведения, бюджетные организации нового типа и автономные. «Сметное» финансирование сохранится только за первыми. Остальным будут выделяться субсидии на выполнение государственного или муниципального задания. Все это касается и школ, причем нередко звучат опасения, что субсидий может не хватить на организацию учебного процесса. 

Между тем авторы реформы подчеркивают, что при ее старте финансирование бюджетных учреждений останется на уровне 2010 года, а размер субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не может быть уменьшен в течение всего срока его выполнения. Да и субсидией наиболее продвинутые школы, скорее всего, не ограничатся. Им предоставлено право заниматься приносящей доходы деятельностью и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Как отметила член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Татьяна Яковлева, «сейчас влачащие подчас жалкое существование бюджетные учреждения смогут на эти деньги модернизировать свою материально-техническую базу, закупить современное оборудование, повысить квалификацию сотрудников, обеспечить достойный материальный уровень молодым специалистам». 


Но законодательную новацию безоговорочно принимают далеко не все. В частности, высказываются предположения, что право оказания платных услуг сближает бюджетные учреждения нового типа с коммерческими организациями, что самостоятельность руководителей в распоряжении заработанными средствами может поставить под угрозу существующую практику единовременного повышения зарплат в бюджетном секторе. 

Впрочем, даже пессимисты признают, что вступивший в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» пока носит рамочный характер, механизм его реализации будет прописан в многочисленных подзаконных актах. 


Переводить ли учебные учреждения на частичное самофинансирование?

Я – ЗА

Татьяна СТЕПАНОВА, директор департамента образования Ярославской области:

– Самостоятельность нужна. Считаю, что за семь лет работы в условиях нормативного финансирования директора уже научились грамотно распоряжаться выделяемыми средствами. Правда, сейчас расходы жестко регламентируются. Отмена разграничения по расходным статьям лишь побудит школы активнее искать дополнительные источники доходов. Например, использовать свободные площади во внеучебное время, собирая платежи с арендаторов и направляя их на нужды образовательного учреждения. 

Я – ПРОТИВ

Алексей СОКОЛОВ, руководитель областной организации профсоюза работников народного образования и науки: 

– Не буду утверждать, что новый закон увеличивает долю платного образования. Но он создает для этого увеличения все условия. В соответствии с Конституцией РФ граждане не обязаны платить государству на его содержание что-либо, кроме налогов. Когда налогоплательщик заключает «серые» сделки, государство обвиняет его в недобросовестности. А как можно охарактеризовать действия государства, которое, возможно, предложит оплачивать услуги новых бюджетных учреждений? 

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе