ЕГЭ - это деформация системы образования или всеобщая уравниловка

Московских учителей накануне начала учебного года проверят на наличие судимости. Соответствующее распоряжение поступило в столичные школы. Если преподаватель не пройдет данную проверку, его не допустят к занятиям и работе с детьми. Теперь в Зональном информационном центре ГУВД, как никогда, образовались длинные очереди, именно здесь выдают справки. Занимают с раннего утра, ведь надо успеть пройти проверку ко Дню знаний.

Таким образом, предстоящий учебный процесс отходит уже на второй план. Как утверждают специалисты, такие бюрократические проволочки отнимают у педагога большую часть времени, и, естественно, его уже не остается на повышение качества образования школьников. О каком творческом подходе тут может идти речь? Ведь именно "лишние обязанности", которые должны сейчас выполнять учителя, опускают знания на уровень ЕГЭ, т.е. механическое запоминание правильных ответов и никакой свободы мысли у школьников, считают участники Национального образовательного форума "Умная школа".


Тем не менее, противников и сторонников реформ образования почти одинаковое число. Но прежде чем критиковать, специалистам предложили озвучить свои идеи по этому поводу. Собравшиеся в Москве лучшие учителя, чиновники и журналисты смогли обсудить, насколько эффективны данные нововведения. Руководила процессом известная телеведущая Тина Канделаки. Подняв давно наболевший, и даже в какой-то степени избитый, вопрос ЕГЭ, эксперты явно не могли прийти к единообразию мнений. Жесткая критика со стороны учителей отражалась резкими высказываниями чиновников от образования в пользу реформ. По мнению педагогов, единым экзамен не может быть в принципе.


"Поступающие в математический вуз не должны сдавать одинаковый вариант ЕГЭ с абитуриентом филологического факультета. Поэтому, можно сказать, что единый госэкзамен не справился с поставленной задачей", - считает доцент педагогического университета Сергей Рукшин. На данное заявление ответил ректор "Высшей школы экономики" Ярослав Рукшин, который стоял у истоков формирования единых тестов. "Профильные вузы смотрят результаты по тем предметам, которые им интересны. Допустим, если ребенок поступает на актерский факультет, ему необязательно знать физику. Тем более, что сами тесты разработаны с учетом способностей каждого. В них существует три части: А, В и С. Так вот, обычно учителя, которые готовят к экзаменам детей, упор делают на первые две части. Третья же создана для ребят, намеревающихся поступить в престижные вузы. Когда ученик решает каждую из них, ему полагается высокий бал", - утверждает Рукшин.


Но, если знания точных наук еще можно оценить с помощью тестов, то гуманитарные предметы не так просто. По словам писателя и публициста Дмитрия Быкова, невозможно изучать литературу "по количеству пуговиц на кителе у Раскольникова". "Устный ответ по русскому, литературе и истории, доказательство своей точки зрения, не могут быть заменены тестами", - считает Быков. Подробные детали лишь "выхолащивают" дух произведения, от этого у детей такая ненависть к литературе и к чтению вообще.


Школа должна быть хорошей, но никто не знает, что входит в это понятие


Одинаковые шансы


В этом есть и положительные факторы, подтвердили все присутствующие в зале, - шансы поступить в столичные вузы теперь у всех равны. Это может сделать любой грамотный ученик, набравший высокие баллы. Но тут же возник вопрос: а как проверить, не подделали ли отличные результаты? И участники форума сразу вспомнили "уникальные" способности чеченских и дагестанских детей, когда на ЕГЭ они получали 100-процентные результаты. Возмутившиеся учителя из Чеченской республики поспешили опровергнуть данную информацию, предположив, что подобные сообщения о 100-балльниках не имеют под собой реальной почвы и надуманы лишь местными руководителями. В подтверждение педагоги привели статистику, что за все три года, что существует экзамен, республика не выходила из числа аутсайдеров и таких высоких результатов, о которых любят говорить в прессе никогда не было.


"Это" делают все


"Мы ввели госэкзамен, чтобы предотвратить коррупцию в образовании. В итоге, нам не удалось это сделать, а ситуация лишь наоборот усугубилась, - считает Александр Привалов, научный редактор журнала "Эксперт". - Случай со "вторым медом" это отлично продемонстрировал. Причем, после данного скандала я позвонил своим знакомым из ведущих вузов, для них это не было новостью. Они заявили прямо: Все так делают!"


"Вранье на экзаменах было всегда, - утверждает учитель русского языка и литературы Сергей Волков. - И ЕГЭ это не ликвидировало".


Но альтернативы единому госэкзамену пока нет. При любых реформах найдутся свои противники и сторонники, в подтверждение этому Привалов привел слова президента Дмитрия Медведева, прозвучавшие накануне: "Я много езжу по стране, общаюсь с учителями. Но пока ни один из них не сказал, что ЕГЭ не нужен". С этим высказыванием согласны и работники образования, сидевшие в зале, за отмену единого госэкзамена проголосовало всего 27% присутствующих, а 73% считает, что этого делать нельзя. Однако, по утверждению редактора журнала "Эксперт", от задумки к действию ЕГЭ стал не тем, чем планировалось.


Выбор профессии - второстепенная задача


Кто-то из присутствующих даже назвал ЕГЭ деформацией самой системы образования. Т. к. уже с младших классов ребят готовят к этим "страшным" и являющимися жизненно необходимыми тестам. В подтверждение этих слов модератор форума Тина Канделаки рассказала недавнюю беседу с одной 5-классницей, которая рассуждала о своем будущем и заключила: "Главное - ЕГЭ сдать!" Зачастую даже выбор профессии у абитуриентов не стоит так остро. Хотя именно дальнейшую его судьбу определяют отнюдь не высокие баллы на ЕГЭ, а навыки и знания, полученные в школе и университете.


Но кто их дает? И способно ли сегодняшнее образование в России, ранее признанное одним из лучших, вырастить достойного члена общества? Учителя отвечают однозначно: "да". Но на вопрос, как это сделать уже сейчас, педагоги не смогли дать точного ответа. И тут же стали перечислять, сколько дополнительных обязанностей ложится на плечи каждого преподавателя, в том числе бумажная волокита (отчеты о проделанной работе и планы на будущее) убивает весь творческий потенциал.


По мнению учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, материальная сторона играет тоже не последнюю роль. Ведь именно маленькая зарплата становится препятствием для прихода молодых специалистов. Затянувшаяся полемика по основным вопросам образования пока не дала четких инструкций к применению нововведений.


"Проблема не в том, что кто-то сидит в министерстве и сочиняет законы, которые потом приходится выполнять учителям, а в том, что любой человек из народа не может предложить свою конструктивную идею, стратегию, как улучшить качество образования в стране", - констатировала Тина Канделаки.


В заключение дискуссии главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов сказал: "Обсуждая перспективы образования мы забыли спросить детей, что именно они думают по этому поводу. Ведь ЕГЭ создавалось отнюдь не для учителей или школ. Он делалось исключительно для ребят, чтобы упростить переход школа-вуз. Поэтому в следующем году надо пригласить на дискуссию именно будущих студентов и их родителей, и поинтересоваться у них, как сделать жизнь лучше".


Караван-Рос


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе