Игра по новым правилам

Что плохого в ЕГЭ и есть ли в нем хорошее

В Положении о сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ) в 2009 году, подписанном министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, можно выделить три основных вопроса. 

Первый вопрос – что надо сдавать выпускникам школ и что им не надо сдавать? 

На 2009 год планируется, что выпускники российских школ должны сдавать по формату ЕГЭ всего два экзамена: русский язык и математику. По остальным 11 предметам экзамены сдавать необязательно. Аттестат зрелости можно получить и без сдачи остальных экзаменов. В общем, впервые в восьмилетней истории проведения ЕГЭ у выпускников школ возникает выбор. Это хорошо. 

Можно даже не сдавать ни одного экзамена, но закончить при этом школу и поступить для дальнейшей учебы в техникум или в профтехучилище. Для выпускников это хорошо, но для подготовки качественного кадрового потенциала промышленности и транспорта страны это плохо. Потому что новое положение стимулирует приток туда самых слабых выпускников. 

Для детей с хорошими руками и со светлыми головами учиться в этих учебных заведениях непрестижно и не видно стимулов. Видимо, в Министерстве образования и науки об этом важном для государства деле не подумали. И это плохо. 

Уменьшение в 2009 году числа выпускных экзаменов, по сравнению с 2008 годом, указывает, что тоталитарный, принудительный для всех образ ЕГЭ стал изрядно размываться. А это хорошая новость. 

Правда, уменьшение числа обязательных выпускных экзаменов несет в себе противоречие. Иначе говоря, это хорошо и плохо одновременно. Хорошо, что меньше будет трудностей у слабых выпускников, но плохо, что некоторые способные дети могут перестать серьезно и глубоко изучать учебные дисциплины. И таковых может набраться не одна тысяча. 

Разрешить отмеченное противоречие можно только вне самого ЕГЭ. А именно – политической волей. 

Второй вопрос – об абитуриентах вузов. Для них ситуация заметно другая, скажем прямо, более трудная. Им придется теперь сдавать ЕГЭ по так называемым профильным учебным дисциплинам, которые требуются по правилам приема в вузы. Для этого теперь там будут организованы свои вузовские вступительные экзамены. 

Эту новацию также нельзя оценить однозначно. Если говорить конкретно и в деталях, то картина такова. В нарушение недавно принятого закона вместе с ЕГЭ в положении появились вузовские вступительные экзамены (для 24 вузов). Это хорошо для вузов и для вузовских коррупционеров, но плохо для основной массы абитуриентов. Заметно возрастают риски, скажем так, непоступления способных абитуриентов в престижные вузы. И также возрастают риски увеличения фактов коррупции. Это плохо для абитуриентов и для кошельков их родителей. 

Третий вопрос – что делать с двоечниками? 

Восемь лет проведения «государственного эксперимента ЕГЭ» очень нравились двоечникам. В этот период можно было ограничиться заполнением своей фамилии в экзаменационном бланке. И тем самым обеспечить себе тройку в аттестат. Такое бездарное решение было принято Министерством образования и науки с разрешения Минюста РФ. Ответственность за такое решение еще никто не понес. 

Теперь эта лавочка, к счастью для страны, закрывается. К сдаче ЕГЭ допускаются только те, у кого в аттестате нет двоек. Все баллы в аттестате будут представлять собой среднеарифметическое от оценок за 10-й и 11-й классы по каждому предмету (если это пять и четыре, то в аттестат ставится пятерка). Это обстоятельство может побудить детей к усвоению всех школьных учебных дисциплин, а не только тех, которые выносятся на экзамены. Это хорошо. 

Но в аттестатах теперь появится много дутых пятерок, что означает продолжение прежней политики дальнейшего обесценивания этого документа. Одновременно это путь к продолжению кризиса в сфере образования. И оценкам аттестата теперь уже можно совсем не верить. А это плохо. 

Если обязательные предметы – русский язык и математика – сданы без двоек, то выпускник получит аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ. Если он не сдаст один из обязательных предметов сразу, то разрешается сделать в текущем году вторую попытку. А если не получится сдать оба обязательных экзамена, то их можно будет сдавать в следующем году. И тем самым получить сертификат ЕГЭ. 

Такое решение хорошее. Оно уменьшает вероятность детских попыток суицида при получении плохих оценок по ЕГЭ. Не случайно на Западе подобного рода экзамены называют high-stakes examinations. В общем, это экзамены с повышенной ответственностью для дальнейших судеб экзаменующихся. 

При сдаче на двойку необязательного предмета выпускник получит только аттестат зрелости, но поступать по избранной специальности в вуз он не сможет. На первый взгляд это решение кажется справедливым и правильным. Но в действительности это решение несправедливое, оно ошибочно по существу. 

Вследствие такого решения министерства ЕГЭ фактически превращается в государственное средство социальной и профессиональной селекции. А это очень плохо. 

Во-первых, потому что принудительная селекция такого толка вредна и личности, и государству. Во-вторых, селекция основана на некачественных оценках так называемых КИМов (контрольно-измерительных материалов, или, попросту говоря, – тестов) ЕГЭ, которые уже в силу своей ошибочной конструкции не могут реально выявить самых сильных и самых слабых школьников. 

Этот порок ЕГЭ успешно засекречивался восемь лет так называемого «эксперимента по введению ЕГЭ». Но теперь удалось найти факты, которые частично проливают свет и на это обстоятельство. 

И теперь главный вопрос: можно ли молча, без качественных дискуссий и научных экспертиз, продолжать с прежней настойчивостью проталкивать столь противоречивый ЕГЭ?

Вадим Аванесов - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогические измерения".

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе