Образ Сталина в литературе и истории

В среду Минобразования включило "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына в школьную программу по литературе. Трактовка сталинской эпохи, предложенная автором романа, в корне отличается от той, которую дают новые учебники истории. Таким образом, власти наступили на те же грабли, ведь школьные программы и раньше отличались подобной несогласованностью. 

У советских учебников отечественной истории была одна занимательная особенность. В материалах о войне князья, цари или императоры изображались как сильные лидеры, объединители народа, защитники отечества, патриоты. Но в рассказе о мирном времени те же правители-герои превращались в тиранов, деспотов, угнетателей, а то и вовсе в никчемных бездарей, погрязших в дворцовых интригах и неспособных управлять государством. Причины, по которым происходили столь удивительные метаморфозы, не излагались, что можно объяснить идеологизированностью учебников,— царь все же должен быть скорее плохим, чем хорошим. Такая непоследовательность в трактовке образов исторических личностей вызывала у вдумчивых школьников по меньшей мере удивление. Современные учебники трудно назвать идеологизированными, однако и они не дают целостного представления о правителях или хотя бы объяснения их "нелогичного" поведения. 


Пожалуй, первая попытка исправить этот недочет была предпринята два года назад, когда по заказу Кремля выпустили патриотическое пособие для учителей "Новейшая история России. 1945-2006 гг.". Книга, в которой, в частности, Сталин характеризуется как эффективный менеджер и вообще как положительная историческая фигура с отдельными недостатками, вызвала громкий скандал (см. "Власть" от 16 июля 2007 года). Тем не менее на основе этого пособия вышел одноименный учебник истории, который стал, по сути, главным официальным источником исторических знаний для старшеклассников. Очень кстати оказалось и введение государственной монополии на историческую правду — создание президентской комиссии по борьбе с фальсификацией истории. Пока главным итогом работы этой комиссии можно признать битву с Евросоюзом за доброе имя Сталина и поездку Владимира Путина в Польшу, где он оправдывал пакт Молотова—Риббентропа (см. "Власть" N 27 и 35 за этот год). 

Включив в программу "Архипелаг ГУЛАГ", власти вновь наступают на те же грабли, допуская ошибки, в свое время совершенные советскими авторами—составителями учебников. Ведь на уроках истории и из телевизионных передач несчастные школьники будут узнавать, что Сталин — эффективный менеджер, а на уроках литературы им будут рассказывать о других, менее привлекательных чертах его характера. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить некоторые фрагменты пособия для учителей и романа.

Рубрику ведет Александр Куколевский 

Коммерсант

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе