Школам грозят слияния и поглощения

Вопреки опасениям родителей, присоединение к «сильной» школе соседней «слабой» может пойти всем на пользу

24 марта 2012 года завершилась электронная запись детей в школы. Из 1364 общеобразовательных школ Москвы 82 не набрали учеников ни на один первый класс. Городские власти приняли решение, что к 1 сентября около 40 школ-аутсайдеров должны быть объединены с популярными учебными заведениями. Но эта идея вызвала протест со стороны родителей учеников.

Александр Гаврилов, официальный представитель департамента образования Москвы, уверяет, что процесс объединения школ происходит только при согласии администрации, родителей и профсоюза с обеих сторон: «Если школы не хотят сливаться, нет взаимопонимания между коллективами, их не будут к этому принуждать». Однако у школ — а точнее, директоров — могут быть свои мотивы.


№1454


После весенних школьных каникул родители центра образования №1454 узнали, что учебное заведение будут объединять с соседней непопулярной школой №216. По мнению родителей, слияние со «слабенькой» школой приведет к разрушению образовательного процесса и возникновению конфликтов между детьми. К тому же присоединяемая школа находится в 20 минутах ходьбы от центра образования №1454. «Сейчас мы собираем подписи, будем писать властям, если надо — выйдем на митинг, хоть мы не митинговые товарищи», — говорит Оксана Кистенева, мама третьеклассника. По ее словам, на заседании управляющего совета в школе сообщили, что после слияния начальные классы обеих школ будут учиться в 216-й, а старшие — в 1454-й. «Я считаю, что такие серьезные вопросы надо решать только с участием всех родителей учеников. В школе №1454 нас устраивает высокая квалификация преподавателей и высокая мотивированность детей к обучению. А в 216-й — три коррекционных класса и не такая интенсивная программа обучения. Боюсь, не все наши учителя смогут работать в новых условиях», — опасается Кистенева.


«Я уже две недели подряд выслушиваю родителей, недовольных слиянием», — говорит Олег Глухих, директор школы №1454. Но, по его словам, учебное заведение нуждается в дополнительных помещениях, поэтому объединение необходимо. Школа ежегодно может принять 75 первоклассников, а желающих устроить в нее ребенка — в два раза больше. «Здание рассчитано на 600 человек, а у нас — 850, даже посадить негде. У меня начальная школа ютится в проходных классах», — сетует Глухих. Он отметил, что процесс объединения школ очень болезнен не только для родителей, но и для педагогических коллективов обеих школ, однако получить необходимое здание другим способом нельзя. «Вы думаете, мне доставляет удовольствие эта головная боль?» — спрашивает директор.


Администрация школы №216 не предоставила комментариев. Но одна из родительниц, встречающая дочь-второклассницу, рассказала, что была бы рада перевести ребенка в школу №1454: «Кто не хочет для своих детей хорошего образования?»


№1223


Утром 5 апреля родители учеников школы №1223 с углубленным изучением английского языка пришли на Михалковскую улицу, к зданию учебного заведения, чтобы высказать недовольство по поводу объединения с школой №215. «Я всю неделю была как на иголках, узнав о слиянии. У нас здесь все в порядке, хорошие учителя, сильная программа. И слияние со слабой школой ни к чему хорошему бы не привело», — рассказала одна из родительниц Марина Сейман.


Но протестовать родителям не пришлось. Людмила Романова, директор 1223-й школы, объявила, что сумела добиться, чтобы учебное заведение не реорганизовывали. «Всю неделю мы в этом варились, напряжение в коллективе, постоянные звонки родителей. Я собирала документы, ездила в управление образования. В конечном итоге, отстояла школу», — говорит Романова. По ее словам, несмотря на то, что в школу ежегодно выстраивается очередь из первоклассников, для учеников и коллектива все-таки лучше работать в прежнем формате. «Существует ряд причин, из-за которых мы не захотели объединяться, но я не хочу их озвучивать», — сказала директор.


Людмила Кашина, директор школы №215 не испытывает ни восторга, ни разочарования по поводу того, что слияние со школой №1223 не произойдет. «Как мы будем работать дальше, присоединят ли нас к другой школе — пока неизвестно», — говорит она.


Родители — эгоисты


«Недовольство родителей детей, обучающихся в хороших школах, я понимаю. Любое изменение ими воспринимается не очень хорошо», — говорит Ефим Рачевский, директор Центра образования №548 «Царицыно». Он рассказал, что в его школе был постоянный дефицит помещений, и в 2008 году директор сам обратился в управление образования с просьбой присоединить к учебному заведению «непопулярную» школу. «В школе, рассчитанной на 800 человек, училось всего лишь 200 детей. После того, как она стала центром образования «Царицыно», в нее выстроилась очередь. Сейчас она забита под завязку, только в начальных классах учится 580 детей». По мнению Рачевского, родители, «кричащие» против слияния школ, должны понять, что дети, которые попали по прописке в слабое учебное заведение, не виноваты, что в нем работают «ленивые» люди, и тоже имеют право на хорошее образование.


«Родители — создания эгоистические. Они рассуждают так: у нас все здорово, это наши учителя, почему мы должны брать кого-то на прицеп. Но если слияние школ рассматривать с точки зрения интересов не только своих, но и всех остальных детей, то оно оправданно», — говорит Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Он отметил, что практика, когда несколькими школами заведует один директор, дает неплохие результаты: в непопулярную школу приходят сильный руководитель и педагогический коллектив, при этом реорганизация — это отличный повод уволить «не самых хороших» учителей. «Отрицательной стороной реорганизации может стать перетасовка учеников. Если ребенок живет рядом со школой, он не должен быть перемещен в присоединенное здание, располагающееся дальше. Чем больше занимает путь от дома до школы — тем больше мы рискуем здоровьем и жизнью детей», — отметил Комков.

Наталия Беришвили

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе