«Современные технологии, в том числе технологии преподавания и поддержки, делают возможности инвалидов безграничными»

Иван Бирюков о том, почему социализация и возможность открыть свое дело – лучшее, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями.

«Российские вузы постепенно начинают распознавать социальное предпринимательство как возможное направление деятельности»

Как строить технологичный социальный бизнес, решающий проблемы людей с ограниченными возможностями, с нуля и вовлекать в этот процесс самих инвалидов, делая их инициаторами или даже руководителями проектов? В Бауманке на этот вопрос уже найден ответ! Директор по развитию Лаборатории социальных инноваций «Cloudwatcher» рассказал «ЧасКору» о социальной программе «Технологии возможностей», которая реализуется в рамках сотрудничества МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Берингер Ингельхайм» и «Cloudwatcher», и помогает студентам получить необходимые знания и навыки для реализации идей социального предпринимательства.

— С чего началось появление в Бауманке курса социального предпринимательства? Правильно ли я понимаю, что этот курс скорее про бизнес-технологии и возможность подготовиться к запуску собственного дела, даже найти инвестора, чем про теорию социального предпринимательства? Больше практики и меньше теории. Каков итог курса для каждого студента, что он получит на выходе?

— Сам по себе курс – это скорее один из инструментов, который способствует тому, чтобы сделать программу поддержки проектов социального предпринимательства в области решения проблем инвалидов «Технологии возможностей» максимально эффективной и полезной для молодых инноваторов. Действительно, сам курс мы постарались адаптировать и сделать максимально полезным и практическим, ориентированным на бизнес-проекты, решающие проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Участник программы, помимо обучения основам бизнес-планирования проектов социального предпринимательства и консультаций ведущих экспертов, получает возможность презентовать свой проект представителям всех ведущих институтов поддержки социального предпринимательства в России. Мы постарались объединить в Экспертном совете руководителей ведущих организаций, которые готовы оказывать не только финансовую, но и менторскую и административную поддержку участникам проекта.

Таким образом, программа является своего рода «службой одного окна», где автор проекта может получить все для успешного запуска своего проекта и в итоге его реализовать.

Также важно отметить, что большинство проектов связаны с инновационными научными решениями, так что для некоторых из них мы предоставляем ведущих научных руководителей, которые помогают молодым ребятам усовершенствовать свои разработки.

— Вы выбрали интересный и широкий подход в понимании социального предпринимательства и берете в работу проекты, которые i) позволяют трудоустроить людей с ограниченными возможностями, ii) создают товары и услуги для людей этой категории либо iii) были инициированы студентами с особыми потребностями. Расскажите, почему вы выбрали именно такие категории?

— Вы правы, сама по себе программа «Технологии возможностей» направленна на решение проблем инвалидов, в том числе на повышение уровня социализации и уровня доходов таких людей. Участвовать в программе могут три вида проектов:

- проект, автором и лидером которого является непосредственно инвалид;

- проект, подразумевающий непосредственную занятость инвалидов в его реализации;

- проект направленный на производство товаров и услуг, улучшающих качество жизни инвалидов.

Как мне кажется, одной из основных проблем, которые препятствуют развитию отрасли, работающей на решение проблем инвалидов, это своего рода «невидимость». Здоровые люди как будто не хотят видеть инвалидов вокруг себя. Хотя скорее люди просто не знают, как себя вести при виде инвалида, не знают, как им быть в общении с ними. Это и ведет к тому, что не видя самих инвалидов, люди не видят и проблем, с которыми они сталкиваются.

На мой взгляд, социализация инвалидов является приоритетной задачей для решения этих проблем. В частности, мы считаем, что возможность начать свой собственный бизнес для инвалида – это крайне значимо, ведь это не только возможность самостоятельно зарабатывать деньги и не быть «зависимым», но и шанс доказать обществу и другим инвалидам, что «ограниченные возможности» людей на 99% - в головах. И, в то же время, современные технологии, в том числе технологии преподавания, поддержки и так далее, делают возможности инвалидов безграничными.

Именно поэтому мы и назвали программу «Технологии возможностей». Ведь, как я и говорил ранее, основной массив проектов – это высокотехнологические проекты.

— Что еще более важно, вы адаптировали программу и место проведения занятий под потребности студентов с ослабленным слухом, что позволит им самим стать предпринимателями и на уровне бизнеса решать свои (и не только свои) насущные проблемы. Расскажите, как готовилась и адаптировалась учебная программа.

— Сегодня образ инвалида в России – это колясочник. При этом мы все часто забываем про другие, не менее тяжелые нозологии. Сегодня ситуация с безбарьерной средой начала меняться, хотя еще очень многое предстоит сделать. Так, если колясочники сейчас, пусть и не везде, но имеют доступ к некоторым образовательным учреждениям, офисам банков, НКО и других институтов поддержки, то для слабослышащих и слабовидящих крайне затруднен доступ к услугам всех этих организаций. И, в первую очередь, это касается доступности образования и консалтинга. Именно поэтому мы сделали упор на то, чтобы адаптировать курс для инвалидов по слуху.

Здесь мы смогли успешно объединить две успешные практики. В основу образовательной программы лег разработанный мной и моими коллегами учебный курс по бизнес планированию проектов социального предпринимательства, который несколько лет читается в Финансовом университете при Правительстве РФ на базе Лаборатории «Социальный бизнес и корпоративная социальная ответственность», и восьмидесятилетнего опыта Бауманки, которая в 1934 году первой в мире создала специализированный центр, направленный на обучение инвалидов, в первую очередь по слуху. Также в решении нашей задачи большую роль сыграл опыт нашего близких друзей и партнеров программы, компании Берингер Ингельхайм, которые имеют колоссальный международный опыт в поддержке проектов социального предпринимательства и особенно проектов в области решения проблем инвалидов. Задача, признаюсь, была не самой простой, но это нас с коллегами наоборот подстегивало.

Сейчас я могу с уверенностью сказать, что нам удалось сделать очень важную вещь. Благодаря бауманским специалистам-сурдопереводчикам и аудиториям, оборудованным по последнему слову техники, студенты с нарушением слуха могут получить необходимые знания и навыки для реализации своих бизнес-идей и, что на мой взгляд не менее значимо, работают в одной группе со здоровыми ребятами, которые также разрабатывают проекты, направленные на решение проблем инвалидов.

— Как отреагировали на появление такого курса студенты Бауманки?

— По-разному. Кто-то ринулся в бой и был даже гипер-активен с первых секунд первого занятия, кто-то внимательно слушал, но проявлял некоторую настороженность. В процессе мы поняли, чем была вызвана эта настороженность. Дело в том, что в основном это «технари» - инженеры, программисты и так далее, предпринимательская деятельность для них - это совсем непонятный и неизведанный мир, который, конечно, в начале пугает. Но ближе к середине курса у ребят уже начала появляться уверенность в своих силах и понимание того, что мы рядом и всегда поможем, если что.

Я уже с уверенностью могу сказать, что искренне горжусь тем, что работал вместе с ними, все ребята невероятно талантливые. Уверен, что скоро и все мы будем годиться результатами их проектов, которые действительно способны изменить мир.

— Курс уже стартовал? Вы уже собрали первичные идеи проектов от студентов, есть интересные намётки? Когда вы планируете подводить первые итоги и собирать "урожай" проектов?

— Да, курс уже стартовал. И мы даже уже отобрали несколько проектов и идей, с которыми сейчас работаем. Проекты по-настоящему уникальные и поразили меня и моих коллег.

Первой ласточкой стала команда из двух студентов – инвалидов по слуху, которые создали мобильное приложение с базой калькирующего жестового языка. Это приложение призвано, по задумке его авторов, серьезно облегчить доступ к образовательному процессу глухих людей и включает в себя набор видео файлов под каждый специализированный термин, который используется в различных дисциплинах от юриспруденции до сопромата. При этом само приложение. по мнению разработчиков, будет не только полезно студентам с нарушением слуха, но и сурдоперводчикам.

Ребята уже создали приложение под Android и первичную базу жестов. Сейчас мы вместе с ними работаем над проработкой бизнес-модели проекта и доработкой технической и контентой частей проекта. Уверен, что сам факт появления такой базы сыграет серьезную роль в обеспечении доступа слабослышащих людей к высшему образованию.

Следом присоединились и другие проекты. Так, одна девушка создала не имеющее аналогов в мире программное обеспечение для парализованных людей, которое позволяет с помощью обычной веб-камеры считывать движение глаз человека и преобразовывать их в движение курсора мышки, что, в свою очередь, позволяет парализованным людям общаться. На мой взгляд, такая разработка имеет колоссальные перспектива применения и в смежных отраслях.

Еще один проект, который хотелось бы отметить – команда ребят разрабатывает биомеханический протез кисти руки для людей, имеющих соответствующую потерю конечностей. Данные разработки позволяют в несколько раз уменьшить стоимость таких протезов, при этом по техническим характеристикам превосходят свои зарубежные аналоги.

Сейчас мы помогаем авторам проектов с их доработкой и скоро представим результаты членам экспертного совета программы вместе с другими проектами.

— Как вы считаете, важна ли для студентов практика в существующих компаниях, ориентированных не только на финансовый, но и на социальный эффект? Чему студенты могут там научиться?

— Безусловно, такая практика позволит получить бесценный опыт в управлении такими проектами, что, в свою очередь, позволит снизить риски при реализации собственных проектов. Также крайне важно, чтобы начинающие социальные предприниматели видели такие примеры живьем и приобретали уверенность, что и у них все тоже должно получиться.

— Мы были бы рады предложить вам стать партнером конкурса учебных работ по темам социальных компаний, который проходит на Vernsky.ru. Студенты могут опубликовать свои письменные работы в любом формате (реферат, курсовая, эссе, презентация), которые сдают по итогам вашего курса, на портале Вернский.РУ и выиграть стажировку или денежный приз. Публикация на портале закрепляет авторство студента, что снимает вопрос дальнейшего плагиата идеи. В то же время открыто опубликованная работа становится основой для портфолио начинающего специалиста и может заинтересовать HR или инвесторов больше, чем стандартное резюме. Как вам кажется, конкурс учебных работ может стимулировать активность студентов и задавать соревновательный ритм в работе? Вы будете рекомендовать студентам проявлять активность и самостоятельность, учиться подавать свои проекты на конкурсы и гранты?

— С искренней благодарностью принимаю ваше предложение. Трудно переоценить значимость таких инициатив, ведь когда ты только начинаешь, то поддержка нужна как воздух, если не сильнее. Зачастую это просто признание и совет, но когда студент получает возможность получить практику или финансирование, чтобы в итоге реализовать свой проект – это действительно здорово! В нашей программе, мы также начинали от студенческих работ и решили, что будем двигаться в сторону практической реализации идей, заложенных в них. Уверен, что партнерство наших программ позволит достичь серьезного синергетического эффекта и, как итог, поддержать эти важные инициативы нашей талантливой молодёжи. Спасибо!

Беседовала Юлия Эйдель

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе