Стандарт без содержания и смысла

В образовательном сообществе произошел грандиозный скандал. В этот четверг Минюст утвердил Федеральный образовательный стандарт для старшей школы. Его введут только в 2020-м году, но начинать это делать можно с будущего года. Почему скандал? Все было сделано втихую: общественного, экспертного обсуждения нового варианта стандарта не было вовсе.
Немного истории

Многие помнят, какое негодование вызвал первый вариант Стандарта. Там обязательными для всех старшеклассников объявили четыре предмета: Россию в мире, физкультуру, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и индивидуальный проект. Письмо учителя Сергея Волкова, подписанное более чем 25 тысячами человек, приостановило тот Стандарт. Но и появившийся 15 февраля 2011 года следующий его вариант не слишком отличался от предыдущего. Помимо четырех, общих для всех предметов, старшеклассник имел право выбрать еще шесть. Каждый мог решить, изучать их на базовом, профильном или интегрированном уровне. А еще, авторы стандарта обязали всех школьников изучать русский и литературу, объединив их в единый, общий предмет. Это стало следствием волны протеста словесников, не увидевших свои предметы в ряду обязательных дисциплин. Однако, победа эта относительная. По мнению учителей, такое объединение уничтожит литературу в школе. По одной из версий, гибрид "русского с литературой" объясняется негласным сговором с высокими финансовыми ведомствами не увеличивать число предметов, обеспеченных стандартом. Их (на том этапе) так и оставалось десять. Точно так же, в общий предмет - «математика» - слили алгебру и начала анализа с геометрией. А это тоже гибельно как для алгебры, так и для геометрии.

Начиная с 2005-го года руководителем авторского коллектива, создающего новое поколение школьных Стандартов был научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, и по совместительству Гендиректор издательства «Просвещение», Александр Кондаков. Этому коллективу и принадлежат «гениальные» идеи Стандарта. Последнее общественное обсуждение проекта Стандарта состоялось больше года назад, в мае 2011-го. После чего, министр Андрей Фурсенко поручил его переработку комиссии под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука. С этого момента с гласностью было покончено. Больше года некие эксперты переписывали документ за закрытыми дверями. И 3 мая 2012 года окончательный проект был втихаря опубликован и отправлен на внутреннюю экспертизу Минобра. Затем, 15 мая, Стандарт снова опубликовали. На официальном сайте Министерства сообщалось: "окончание приема экспертных заключений - 22 мая". Но и.о. министра, Андрей Фурсенко, вопреки правилам, не стал дожидаться внутренней экспертизы, и 17 мая подписал документ. И был таков.

Совершенно ясно: принятие нового Стандарта - непопулярная мера. Поэтому его не принимали до выборов, и поэтому его подписал не новый министр – Ливанов, а и.о. бывшего. Вроде, и спрашивать не с кого.

Зачем детям обязательный ОБЖ

Из последнего варианта Стандарта ушли совсем уже нелепые вещи, однако, среди обязательных для всех шести предметов, помимо русского языка и литературы, иностранного языка, математики и истории, остались физкультура и ОБЖ.

Всего же, государство готово оплачивать лишь 9 предметов (за вычетом физ-ры и ОБЖ, - семи), финансируя до 37 часов в неделю. То есть, старшеклассник имеет возможность выбрать по своему желанию лишь три предмета из разных предметных областей. Первая - филология, которая включает русский язык и литературу, родной (нерусский) язык и литературу. Вторая - иностранные языки, эта область предусматривает изучение второго иностранного языка. Третья область - общественные науки, включающая историю, географию, экономику, право, обществознание и одиозный предмет "Россия в мире". Четвертая - математика и информатика. В нее входят "математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" и информатика. Пятая - естественные науки - физика, химия, биология и естествознание (это – интегрированный курс из основ этих трех предметов для гуманитариев). Шестая - физкультура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

Теоретически старшеклассник получает возможность выбрать два или три предмета из одной предметной области, но ясно, что за все, что превысит норму, родителям придется платить. Платным станет все, что не уложится в стандартные девять предметов. Это, например, второй иностранный язык, и многое другое. А если (чем черт не шутит) какие-то сумасшедшие родители захотят, чтобы их ребенок получил полноценное образование и изучал все предметы, как они когда-то, они просто по миру пойдут. Что уж говорить о дополнительных учебных предметах, таких, как искусство, психология, этика, риторика.

Появление платных предметов нарушит закон об обязательном (а значит, бесплатном) полном общем среднем образовании (одиннадцатилетке), принятом в 2007-м году, зато будет соответствовать новому, 83-му закону (о казенных, бюджетных и автономных учреждениях), который, по сути, превращает школу в коммерческое учреждение, вынужденное зарабатывать деньги. А еще Стандарт не соответствует новой системе оплаты труда учителей, подушевому финансированию: как будут оплачивать работу учителей, если их предмет выберет всего несколько человек?

И уж совсем непонятно, как, по новому Стандарту жить лицеям и гимназиям, где много дополнительных дисциплин. Например, в лицее "Воробьевы горы" по два часа в неделю "поэтики", зарубежной литературы, второго иностранного языка, всеобщей истории, а еще дополнительный час на русский язык. А в знаменитом Лицее «Вторая школа» - спецматематика и спецфизика. Видимо, придется отменять действие нового Стандарта для таких школ.

Есть еще одна вещь, делающая новый стандарт неприемлемым. Ну, допустим, существует какое-то количество детей, которые уже после 9-го класса твердо знают, чем хотят заниматься в будущем. Но таких – немного. Если пока, даже в профильных школах, изучают все предметы (только одни на базовом, а другие на профильном уровнях), и любой ребенок может после 9-го класса изменить, например, гуманитарный профиль на естественнонаучный, то по новому стандарту подросток лишается возможности нарушить выбранную в 15 лет траекторию.

Ноль содержания и смысла

В новом Стандарте отсутствует понятие «содержания» образования. Это лишь набор требований: материальных (к оснащению школы) и педагогических. Если в первых вариантах Стандарта это были требования к обязательным в каждой школе актовым, спортивным и хореографическим залам, бассейнам, спортивным площадкам и (внимание!) – к автогородкам, то в последнем варианте – еще и к медиатекам, учебным кабинетам с автоматизированными рабочими местами, лабораториям, мастерским, к «включению обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений»; к проектированию и конструированию, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами», и т.д. Обо всем этом великолепии говорится, невзирая на то, что в 27 процентах школ сегодня нет туалетов. К тому же, по словам зампреда думского Комитета по образованию, Олега Смолина, в бюджетах на 2012-2013 годы расходы на образование будут увеличиваться по одному проценту в год, при планируемой инфляции 7-8 процентов, и в реальном исчислении финансирование будет сокращаться. В общем: либо условия Стандарта не будут реализовываться, либо директора школ, для его выполнения, станут собирать с родителей деньги.

А что касается требований к результатам обучения, то они и вовсе бессмысленны. Во-первых, потому, что в Стандарте вообще ничего не говорится о том, что должен знать выпускник. Примерные программы должна составлять сама школа, и никакого единого образовательного пространства больше не будет.

Документ, написанный на 46 страницах – это пустой треп; перечень требований, которые невозможно осуществить. Ну, например: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни»...

А «личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите» и т.д.

Так же пространно звучат требования к результатам освоения программ по разным предметам. Ноль содержания, зато море красивых слов.

Самое парадоксальное заключается в том, что и при отсутствии какой-либо конкретики, в Стандарте говорится о том, что проверять знания будут на трех обязательных ЕГЭ – по русскому и литературе, математике (алгебра и начала анализа, геометрия), и иностранному языку. Остальные экзамены - по выбору. И здесь совершенно непонятно, что будет проверять Единый госэкзамен, если Единых госпрограмм не существует?

Позор заключается в том, что о необходимости стандарта образования говорят уже 20 лет. Потрачены гигантские деньги, а результат равен нулю.

Наталья Иванова-Гладильщикова

Russian Journal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе