«Я опасаюсь, что мою школу закроют»

«Учитель года» Алексей Овчинников рассказал «МН», почему его пугает реформа образования


Победителем конкурса «Учитель года»-2011 стал сельский педагог Алексей Овчинников. Это было предсказуемо: за него болели даже коллеги-номинанты, несмотря на то, что явным фаворитом конкурса считался учитель истории из престижной столичной гимназии №1505 Антон Молев, ведущий программы «Знаем русский» на телеканале «Мир». Однако два года подряд награждать москвича было политически неправильно.


Тем более что 35-летний учитель биологии из села Баловнево Липецкой области оказался обаятельным, но простоватым парнем. После того как президент Медведев вручил ему "Хрустального пеликана", он растерялся так, что вместо речи победителя смог лишь снова процитировать свою домашнюю заготовку – строчки из стихотворения Высоцкого "Высота": "Я стою на вершине. Я счастлив и нем". Выйдя к журналистам уже в ранге абсолютного победителя, Овчинников и вовсе заявил, что его девиз «учить и учиться самому», а также признался, что уже очень хочет уехать из Москвы домой, в родное Баловнево.

Однако "Хрустальный пеликан" и фото с президентом пригодится не только самому учителю, но и односельчанам, - для них, возможно, это будет шанс спасти поселковую школу, которую могут признать малокомплектной и реорганизовать. Подробнее об этом Алексей Овчинников рассказал в интервью «МН».


- Алексей, вы 16 лет работаете в школе. За это время в образовании было много кардинальных изменений, серьезную реформу запустил нынешний министр Андрей Фурсенко. Какие изменения вы поддерживаете, а какие оцениваете отрицательно?


- Изменения значительные. Школа сейчас и семь лет назад, до Фурсенко, – две большие разницы, просто небо и земля. Плюсы очевидны: улучшилось техническое оснащение и средства коммуникации. Например, мы сняли информационную блокаду со своей сельской школы. У нас теперь есть доступ к любым мировым информационным ресурсам.


- Как я понял из ваших выступлений, вы даже научились пользоваться пресловутой мультимедийной доской, даже не имея ее?


- А как иначе. Если учителю дадут мультимедийную доску, то ему надо будет на ней работать. Учить детей будет некогда. Поэтому учить надо, когда доски еще нет.


- С плюсами школьных реформ, похоже, закончили. Какие есть минусы?


- Вы же знаете, я в сельской школе работаю. Наши проблемы всем известны – сейчас идет процесс оптимизации, и я опасаюсь, что мою школу закроют в связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование. Сельские школы вообще могут исчезнуть с лица земли. У нас школа малокомплектная, хотя и состоит, по сути, из трех школ: базовой и двух филиалов. Я как раз в филиале работаю.


- Что, действительно есть угроза расформирования?


- Нервничают все: коллеги, родители, дети знают об этой возможности. В нашей школе даже с учетом филиалов учится всего около 200 детей. Поэтому мы не попадаем под министерский норматив подушевого финансирования, согласно которому в одном классе должно учиться 14 детей. У нас в школе в среднем 7-8 человек в классе.


- А ваше районное управление образования что говорит?


- Ничего хорошего не говорит. Но мы живем сегодняшним днем. Стараемся не думать о плохом и обеспечивать хорошее качество знаний для детей и быть современными, мобильными. Надеюсь, моя победа в этом конкурсе покажет, что наша школа – одна из лучших, и чиновники поймут, что нас закрывать не нужно.


- В конкурсе участвовало много ваших коллег из других сельских школ. Они разделяют такие опасения?


- Да. Опасения повсеместны. Закрытие сельских школ идет в русле 83-го федерального закона ("Об автономных, бюджетных и казенных учреждениях", подробнее читайте в материалах «МН»). Он действует везде одинаково.


- В финале конкурса вы участвовали в «круглом столе» образовательных политиков. Поэтому задам вам вопрос уже не как учителю, а как политику: как, на ваш взгляд, надо поступать с малокомплектными школами?


- Чиновники должны учитывать особенность каждой школы, в каждом конкретном случае. Нельзя все сельские школы закрыть, а взамен создать огромные базовые центры образования. Я понимаю, возможно, и не получится все сельские школы оставить в том виде, в каком они существуют. Нужно учитывать интересы местных жителей.


- Вам как мужчине комфортно работать в школе? С точки зрения зарплаты, социального статуса.


- Конечно, нет. В плане зарплаты я чувствую себя ущербным, особенно по сравнению со своими друзьями, которые работают на наших предприятиях, бизнесом занимаются. Но решение пойти в школу – это был мой выбор. Поэтому я стараюсь не жаловаться, а просто ищу возможности подзаработать где-то.


- Перед тем как вручить вам премию, президент Медведев рассказал, что учителя, которые в октябре уже получили первые расчетки в новом учебном году, по его словам, «были приятно удивлены». Удалось разделить радость?


- Мы с конца сентября на конкурсе, я не знаю, насколько увеличилась моя зарплата. Но думаю, она возрастет: регионы должны выполнить путинские поручения, тут без вариантов.


- Сколько вы получаете, если не секрет?


- Со всей моей большой нагрузкой выходит около 10 тыс. руб. Но с нового учебного года наша администрация у меня дополнительную нагрузку забрала. Думаю, что с учетом путинской добавки выйдет примерно столько же.


- Но за 16 лет в школе ситуация с положением учителя стала лучше?


- Я работаю над собой, придумываю новые методики, постоянно учусь, много читаю и какой-то личный прогресс ощущаю, но в плане социального статуса я особых изменений не ощущаю. В обществе учителя не воспринимают как успешного и уважаемого человека.


- Можно ли, на ваш взгляд, эту ситуацию изменить?


- Смена стереотипов – длительный процесс. Как с единым госэкзаменом. Уже десять лет в обществе укореняется стереотип, что ЕГЭ - это такой тест-угадайка. Хотя те, кто занимается единым экзаменом, знают, что это совсем не так.


Вот и профессия учителя считается женской профессией, для не очень успешных людей. Этот стереотип нужно сломать. Мы, учителя, яркие творческие успешные личности. Может, хоть этот конкурс поможет.


Евгений Насыров


Московские новости

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе