«Знаний и мотивации нет, в школе им просто скучно» – почему родители выбирают домашнее образование

Семейное обучение в России набирает популярность.
Cегодня, по данным «Российской газеты», более 100 тысяч детей официально не ходят в школу, независимые оценки дают цифры в 200-250 тысяч.
Фото: 123RF


Вместо школы на гастроли

Ребята решают уравнения и узнают о нашествии татаро-монголов на Древнюю Русь дома за компьютерным столом. Здесь они проходят тесты и смотрят видеоуроки, делают домашку, отправляют ее на проверку учителю и получают оценки. Педагог в режиме реального времени отвечает на каверзные вопросы, а позже выставляет четвертные и годовые оценки. Зачастую так выглядит онлайн-обучение дома.

Форм «хоумскулинга» в современной России несколько, от онлайн-школ до репетиторов и обучения самими родителями. Однозначно можно сказать, и это общемировая тенденция, что все больше родителей забирают детей из обычных школ – и вовсе не по состоянию здоровья.

По данным крупнейшей отечественной школы InternetUrok.ru, число ее учеников в этом году выросло в три раза.


Ольга Хасякова


– В нашей школе учатся и дети из православных семей, чьи родители не хотят, чтобы дети учились в традиционной школе. Есть ученики, которые профессионально занимаются спортом или музыкой, у них сборы, гастроли и просто нет времени на школу. Некоторые наши соотечественники переезжают за границу, но хотят, чтобы дети получали российское образование. Наши ученики живут в 82 странах мира, – рассказывает руководитель проекта InternetUrok.ru Ольга Хасякова. – С каждым годом учеников онлайн-школ становится больше. В этом учебном году их число увеличилось в три раза.


Гузель Гурдус


Причин перехода на семейное образование множество:

– Родители недовольны академической неуспеваемостью детей, самой системой образования, взрослые хотят оградить ребенка от негативного влияния, вырастить его в своей системе ценностей, папы и мамы выбирают для ребенка индивидуальный график обучения из-за занятий спортом, музыкой, искусством, – пояснила Гузель Гурдус, генеральный директор Центра поддержки семейного образования, в котором число учеников в этом году выросло в два раза.



Школьные оценки сбивают родителей с толку

Мария Мезенцева, программист, перевела свою дочь на семейную форму, когда совмещать школу и профессиональное увлечение музыкой стало сложно. Это был 8-й класс, дочка решила поступать в Музыкальное училище им. Гнесиных.

– Когда мы принялись за обучение дома, то очень удивились ее познаниям по некоторым предметам – у дочки вскрылись серьезные пробелы. По химии и физике пришлось проходить программу с нуля. Год был непростым и дал полное представление о качестве школьного образования. Об усвоении материала родители судят по оценкам, а по факту выясняется, что за оценками пустота, знаний нет!

После года семейного обучения дочь успешно сдала экзамены и поступила в училище. Что касается особенностей семейного образования, то можно сказать следующее: в начальной школе любой родитель сможет взять на себя роль учителя. У него простая задача – научить ребенка читать, писать и считать. А вот в средней школе родитель уже выступает в роли менеджера: мало тех, кто может объяснить все школьные предметы, и тогда некоторые родители ищут кружки, репетиторов, другие обходятся онлайн-курсами.



«Учебники просто отвратительны»

Священник Никольской церкви села Стремилово Московской области Валерий Загорцев перевел своих детей на семейное обучение шесть лет назад. Старшая дочь уже окончила школу, а вот две средние, 14 и 16 лет, и двенадцатилетний сын учатся дома.

– Во-первых, негативное влияние среды, социализация с отрицательным знаком. И, самое главное, современные школьные программы просто ужасны, примитивны и не дают глубины знаний, – объясняет отец Валерий. – Учебники просто отвратительны. Вот, учебник по биологии для 5-6-го классов – тоньше общей тетрадки!


Ребятишки начинают в школе болеть, перегрузки, их не выпускают на улицу. Мы видим, как дети прихожан сначала идут в школу с желанием, с радостными лицами, а через три месяца начинают школу попросту ненавидеть.


Обучение взяла на себя супруга священника. Целыми днями она занимается с детьми по составленному расписанию. Они начинают учиться с утра, потом несколько часов отдыхают и проводят время на свежем воздухе, затем снова возвращаются к русскому и математике.

Сейчас дочери учатся дистанционно и практически самостоятельно в онлайн-школе. Скорее всего, их примеру позже последует и младший брат. По словам священника, число людей, которые предпочитают обучать детей дома, увеличивается.

– Я каждый год приезжаю в управление образования писать заявление о семейном обучении и все чаще вижу, что уже не один десяток людей в нашем районе последовал моему примеру, – говорит священник. – Это не массовое явление, но оно развивается.



“Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя”

Конечно, далеко не у всех родителей есть возможность дать семейное образование или хотя бы проконтролировать этот процесс, даже если он проходит в формате онлайн. Рядом должен постоянно находиться взрослый, который готов поддержать, помочь, особенно тем, кто помладше. Но в реальности многие папы и мамы большую часть дня проводят на работе и почти не видят своих детей. Поэтому без школы, а иногда и продленки, тут не обойтись. Многое зависит от самоорганизации ребенка, его усидчивости, общительности.


Фото: Depositphotos


В этом деле, считают эксперты, главное не навредить, а уметь услышать потребности и желания сына или дочери.

– Если ребенок очень активный, ему нравится общаться с одноклассниками, или если он не способен сам организовать свое время, он выберет школу, – считает Ольга Хасякова.

Таким опытом поделилась мама дочек-погодок, Светлана Арсеньева. Она перевела Ксению и Арину на семейное обучение после окончания начальной школы и обнаружила, что не справляется с организацией обучения дома.

– Мы были не готовы к тому, чтобы учиться без учителя. К сожалению, школа не научила главному – учиться, а дистанционное образование требует большей самодисциплины. Мы вернулись в школу, но возможно, что перейдем на онлайн-образование, когда дочери будут готовиться к ЕГЭ. К этому времени у них будет большая мотивация к учебе, ведь от результатов госэкзамена будет зависеть их дальнейший выбор вуза.



«Дочь подустала»

Денис Собур – многодетный отец и преподаватель физики Православного Свято-Тихоновского университета с богословским образованием. Его старшая дочь, третьеклассница Ксения, полгода занимается в онлайн-школе. По словам Дениса, Ксюша – интроверт, любит побыть одна, поэтому и нормально отнеслась к решению взрослых перевести ее на семейное обучение.


Денис Собур


– Школьный процесс неэффективен. Когда в классе 32 человека, большая часть времени уходит на дисциплину. Одни дети скучают, другие не успевают. У меня ребенок достаточно сильный, ей было неинтересно. Бессмысленная трата времени. Домашние задания пошли очень объемные, – говорит Денис Собур. – Она полдня проводит в школе, потом еще три часа тратит на уроки дома. Дочь подустала.

Перевод на семейное обучение благотворно сказался на Ксении, уверяет отец. Девочка стала спокойнее и дружелюбнее. У нее уходит меньше времени на уроки, нет проблем с успеваемостью. Ксения выполняет задания, которые проверяет отец, и раз в неделю отправляет интернет-учителю.



Школа – не единственная социализация



Елена Кожевникова
 

Одна из главных проблем такой системы обучения, считают и эксперты, и противники семейного обучения: социализация ребенка, которая происходит в школе. Психолог Елена Кожевникова рассказала об этом следующее:

– При семейном обучении под присмотром своих родителей ребенок получает возможность для эмоционального развития, которое не менее важно, чем интеллектуальное, а им, к сожалению, часто пренебрегают. Порой именно внутри школы эмоциональному развитию ребенка наносится непоправимый вред нормами, которые приняты внутри школьного коллектива. Школа – важный источник социализации, но не единственный.



Не всегда опыт взаимодействия со своим окружением бывает правильным и полезным.

Находясь в школе, ребенок окружен детьми, которые оказались в тех же условиях, что и он. У него нет возможности выбрать свое окружение.

Основой в школе является коллектив, а коллектив – это не общество. Коллектив – это группа лиц с установленным порядком, с определенными правилами, а общество намного многогранней, оно дифференцировано по полу, возрасту, мировоззрению, системе ценностей, культурным и профессиональным чертам. И наблюдать это в школе ребенку не представляется возможным. Все люди в школе подчинены единому распорядку и организации работы. Даже свободная и творческая деятельность регламентирована, подконтрольна и должна быть уместной. Все это не столько социализирует ребенка, сколько вынуждает его приспосабливаться к определенным искусственным условиям.

О плюсах и минусах школьного мира можно спорить бесконечно. Задача же родителей-семейников, видимо, озаботиться вопросом социализации, найти кружки и секции, где ребенок сможет общаться с детьми, которые ему интересны, близки, рядом с которыми он чувствует радость общения, и не дать ребенку «законсервироваться».

– Это может быть воскресная школа, друзья, секция, бывшие одноклассники. Мы стараемся сохранять школьные контакты, приглашаем в гости подруг, – рассказывает один из родителей, Денис Собур. – Итогом социализации должно быть осознание ребенком своей личности, самоопределение и способность выстраивать прочные связи с людьми.

Дистанционные технологии прочно входят в нашу жизнь, число «виртуальных» школ будет расти, как и число их учеников. Но для успеха одного технического прогресса недостаточно. В нашей стране не все знают, что семейное обучение разрешено федеральным законом об образовании еще с 1992 года. Такая альтернативная форма обучения, имея ряд недостатков, дает и множество преимуществ. К примеру, за рубежом такие вузы, как Гарвард и Йель, с недавнего времени стали принимать прошедших через него детей без экзаменов, оценивая их знания как качественные.

Автор
ДИАНА СИМОНИЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе