Что можно увидеть сквозь Большой взрыв?

В Москву с лекциями приехал знаменитый профессор Оксфордского университета сэр Роджер Пенроуз.

Сегодня в Москву приехал легендарный математик, физик и философ сэр Роджер Пенроуз (Roger Penrose). Не смотря на свои преклонные 82 года, в один день он провел «круглый стол» в Институте философии РАН и выступил с лекцией в Политехническом музее. 

А впереди - еще череда встреч и семинаров по актуальным проблемам современной физикии космологии и в МГТУ им. Баумана, и в РУДН и даже в Московской консерватории им.Чайковского.

Пенроуз был в Москве аж целых сорок лет назад. И вновь посетить российскую столицу, чтобы поделиться своими необыкновенными знаниями, уговорили ученого его коллеги из Научно-исследовательского института гиперкомплексных систем в геометрии и физике, МГТУ им. Н.Э.Баумана и Фонда Дмитрия Зимина «Династия».

Напомним, что сэр Роджер Пенроуз - знаменитый английский ученый, профессор Оксфордского университета. Активно работает в различных областях математики, общей теории относительности и квантовой теории, разработчик теории твисторов. Автор теорий, связанных с квантовым сознанием, квантовым скачком, квантовой биологией, а так же книг: «Новый ум короля», «Тени разума», «Путь к реальности» и др.

Почетный профессор многих зарубежных университетов. Член Лондонского королевского общества. В 1994 году Королевой Англии ему был присвоен рыцарский титул за выдающиеся заслуги в развитии науки.

Среди его наград - премия Вольфа (1988 год, совместно со Стивеном Хокингом), медаль Копли (2008), премия Альберта Эйнштейна и медаль Королевского общества.

Пенроуз предложил конструкцию из «плиток» двух видов, которыми можно покрыть всю плоскость подобно мозаике Эшера - только непериодическим образом.

http://s4.stc.all.kpcdn.net/f/4/image/71/83/648371.jpg

Пенроуз на лекции в Политехническом институте 1 апреля 2013 года.

Фото: С. Кузиной.

Физик изобрел, или, скорее, открыл их, даже не предполагая, что когда-нибудь они могут кому-то пригодиться. К всеобщему изумлению оказалось, что трехмерные аналоги этих фигур могут служить основой для новой необычной формы материи - «квазикристаллов».

Сейчас изучение «квазикристаллов» превратилось в одну из наиболее активных областей исследований в кристаллографии. Это, безусловно, самый впечатляющий пример того, как в наши дни математические игры могут иметь совершенно неожиданные практические приложения.

А еще в 1960-х годах, работая вместе со своим другом Стивеном Хокингом над проблемами космологии, Пенроуз сделал свое самое, наверное, известное открытие. Если теория относительности выполняется «до самого конца», то в каждой черной дыре должна существовать сингулярность, где законы физики теряют свою силу.

- Наша Вселенная снова переживает период экспоненциального расширения (рост совсё более увеличивающейся скоростью. - Ред.), - объяснял Пенроуз в своей лекции на тему «Циклы времени: можно ли сквозь Большой взрыв разглядеть предыдущую Вселенную?» . - Жизнь Вселенной состоит из эпох, и экспоненциальное расширение, завершающее каждую эпоху, становится Большим взрывом для следующей. Причем в переходный период вся масса исчезает, меры длины и времени теряют смысл, и на смену метрической геометрии Эйнштейна приходит конформная геометрия пространства-времени, порожденная одними только световыми конусами. Столкновения между сверхмассивными черными дырами, случившиеся впредыдущую эпоху, производят возмущения, которые должны наблюдаться в реликтовом излучении нашей собственной эпохи.

Роджер Пенроуз привел свидетельства того, что эти возмущения действительно существуют,а также дают ученым информацию о распределении масс в эпоху, предшествующей нашей.

Пенроуз ставил перед аудиторией и другие интригующие вопросы. Можно ли считать,что механическое устройство в принципе способно мыслить, или даже испытывать определенные чувства?

Этот вопрос не нов, но с появлением современных компьютерных технологий он приобрел новое значение. Смысл вопроса глубоко философский. Что значит - думать или чувствовать?

Что есть разум? Существует ли он объективно? И если да, то в какой степени он функционально зависим от физических структур, с которыми его ассоциируют?

Может ли он существовать независимо от этих структур?

Или он есть лишь продукт деятельности физической структуры определенного вида?

В любом случае, должны ли подходящие структуры быть обязательно биологическими (мозг) или, возможно,этими структурами могут быть и электронные устройства?

Подчиняется ли разум законам физики? И вообще, что такое законы физики?

Вот часть проблем, о которых ученые спорили на «кругом столе» на тему: «Нужна ли новая физика, что бы объяснить мозг и сознание?».

Более подробный рассказ о визите сэра Роджера мы дадим в ближайшее время.

Светлана КУЗИНА

KП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе