Ген вожака

Ученые выяснили: лидерами, во-первых, рождаются и только во-вторых — становятся.

Многие задумываются: «Почему босс он, а не я? Ведь я талантливее, умнее, способнее...» В этом вопросе попытались разобраться британские ученые из Университетского колледжа Лондона. В течение двух лет они собирали и анализировали информацию о четырех тысячах американцев, занимающих различные должности. 

Данные о профессиональных успехах исследователи сопоставили с генетическими образцами респондентов. В итоге выяснилось, что большинство людей на руководящих постах имели одну и ту же разновидность определенного гена под условным названием rs4950. Тут бы обрадоваться, мол, выявлен ген лидерства, да вот незадача: едва ли не каждый второй житель Земли является его обладателем. Хотя, по статистике, в любом сообществе не более 10 процентов людей с лидерскими качествами. Ученые продолжили исследование и в конце концов пришли к выводу: четверть будущего успеха предрешена наследственностью — комбинацией генов, отвечающих за инстинкт вожака, а все остальное — это продукт воспитания и социального окружения. Так кто же они, успешные руководители: стопроцентные self made или люди, удачно реализовавшие свою природную харизму?

Откуда что взялось?

Для начала разберемся в понятиях. По сути rs4950 — это не ген, а маркер — адрес определенной точки, позиция внутри гена — ацетилхолинового рецептора CHRNB3. Это рецептор нейромедиаторов — веществ, которые передают нервный сигнал в мозг. По точке rs4950 можно судить о вариациях этого гена. Он может быть наделен либо нуклеотидом А, либо нуклеотидом G. Речь идет о частоте встречаемости данной аллели (одного из структурных состояний гена) по этой точке. Исследователи нашли, что у потенциальных лидеров вариант с нуклеотидом А встречался чаще.

Как ученые выявляли лидеров? Все просто: респондентам предлагалась анкета, где нужно было указать, руководят они кем-то или нет. Сам по себе подход, мягко говоря, странноватый. «Лидерство в этом исследовании понимается весьма необычным образом — по самоидентификации, способности человека аттестовать себя и ответить, он руководит или им, — комментирует Константин Северинов, микробиолог, профессор Университета Ратгерса, заведующий лабораториями Института молекулярной генетики РАН и Института биологии гена РАН. — Это формальная характеристика. В этом смысле дворник, который управляет двумя помощниками дворника, тоже является лидером. Если бы взяли сейчас ДНК, к примеру, таких лидеров, как Гитлер, Черчилль или Сталин, то с очень большой вероятностью оказалось бы, что у них этой генетической марки нет. Возможно, и существует некоторая корреляция с самоидентификацией человека как начальника и так называемым rs4950. Но о конкретном его действии трудно судить. Собственно, доля этой наследуемости очень небольшая — всего 24 процента. Отсюда следует, что в подавляющем большинстве случаев лидерство — это способность, которая, по-видимому, приобретается, а не генетически наследуется».

А вот психологи полагают, что в большинстве случаев лидерство все-таки бывает врожденным. И правда, буквально с колыбели можно увидеть разницу в поведении малышей. «Одни быстро утомляются и предпочитают находиться в уединении, — комментирует психолог Ольга Маховская. — Другие же проявляют колоссальную потребность в общении, им оно нравится и им его всегда мало. У них очень яркая реакция на все новое. Они не устают, а, наоборот, подзаряжаются от контакта с другими людьми. Именно дети такого типа, как правило, и идут потом по жизни лидерами, проявляя большую активность и инициативность».

По словам Маховской, лидерские качества напрямую зависят от темперамента. Чаще это холерики и сангвиники. Никогда не станет вожаком человек с шизоидным типом личности, а все потому, что таким людям безразличны отношения. Лидеры — это в первую очередь те, кого интересует окружающий мир, кто ориентирован на внешнее пространство, для кого люди — ресурс. Уже в детстве такие личности начинают использовать этот ресурс. Стоит понаблюдать за детьми в той же песочнице. Всегда можно заметить, как кто-нибудь из них обязательно соберет вокруг себя остальных, будет их организовывать. Наверное, можно было бы почти со стопроцентной уверенностью предположить, как сложится судьба этого ребенка в будущем, если бы не тысячи и тысячи засад, подстерегающих его в реальной, такой непростой жизни.

Не давите на гены!

Первое испытание — обстановка, в которой растет ребенок. «Для развития лидерских качеств ребенка нужно любить и баловать, — отмечает психогенетик Елена Минькина. — Когда малышу уделяют много внимания, когда он кумир в своей семье, тогда велика вероятность, что в дальнейшем он сможет выбиться в лидеры». Есть, правда, обратная сторона медали, ребенок может превратиться в эгоиста или тирана (читай — потенциального преступника), но тут все дело в том, как именно ведут себя родители. «Очень многое зависит от атмосферы в семье, — убеждена Елена Минькина. — Если в семье постоянно выясняют отношения и при этом чадо балуют, то, безусловно, из этого ребенка вырастет эгоист и манипулятор». А если ребенка с геном лидерства не хвалить, придушивать «вожацкие» выходки на корню, то начальник из него, скорее всего, не получится. Без поддержки семьи он не сможет пронести свои лидерские качества и через социальные институты, в которые попадает в детстве. Все они, начиная с детсада и заканчивая вузом, настроены на унификацию, на усреднение своих воспитанников. Взять хотя бы детский сад. Там малыш-заводила — первый конкурент воспитателя. Он может мешать управлять группой и организовывать ее. То же самое в школе, где ученик-лидер нередко создает проблемы преподавателям. Все взрослые делают одно и то же — вводят ребенка в рамки, где лидерам всегда тесно.

Никто, впрочем, не ждет потенциального вожака с распростертыми объятиями во взрослой жизни. Лидер по натуре должен быть готов к тому, что ему придется столкнуться с сопротивлением со стороны действующих начальников. «В силу своей инициативности, умения понимать намерения и особенности других людей лидер по природе может быть более эффективен, чем те, кто формально выполняет начальственные функции», — объясняет Ольга Маховская. Формальные управленцы чувствуют конкуренцию и борются за свое место, подавляя выскочек. И потому неудивительно, что из всех генетических лидеров в реальные вожди выбиваются единицы. Их называют самородками, причем совершенно справедливо, ибо доходят они до высот самостоятельно.

Но что делать, если чудесным геном rs4950 вы обделены, а лидером и хорошим начальником страсть как хочется стать? Большинство специалистов сходятся в том, что лидерские качества можно развивать. Правда, придется долго и упорно работать над собой. Главное — побороть внутреннюю неуверенность. «Надо понимать, что винить и критиковать себя бесполезно, с такими качествами лидером не станешь. Очень важная черта лидера — он считает себя правым. Даже если ошибается, идет дальше, а не ест себя поедом», — отмечает Елена Минькина.

Требуются руководители

Британские ученые всерьез обеспокоены тем, что выявленная ими взаимосвязь может лечь в основу повсеместной практики генетических тестов при приеме на работу. Они опасаются, что при поиске кандидатов на руководящие позиции работодатель будет отдавать предпочтение именно обладателям rs4950, что повлечет за собой дискриминацию на рынке труда. Поэтому исследователи ратуют за расширение защиты от генетической дискриминации.

По мнению директора по исследованиям рекрутинговой компании HeadHunter Глеба Лебедева, данные тесты, особенно в условиях российской действительности, — отдаленное будущее: «О широком внедрении подобных технологий пока говорить рано. Вероятно, сначала мы увидим их применение в западных компаниях». У нас при приеме на ведущие позиции, которые, как правило, предполагают лидерство, одним из главных критериев зачастую является наличие уже установленных связей, способность человека решить те или иные вопросы в различных кругах. Впрочем, можно предположить, что у людей с обширными связями непременно отыщется в анамнезе rs4950. В кругах на генетическом уровне чувствуют своих пусть и не явных, но лидеров.

Анастасия Пащенко

Мнения

Игорь Долотовский, доктор биологических наук, академик РАЕН, заведующий сектором Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук:

— Несомненно, задатки передаются по наследству. Как физические, так умственные и психологические. Эти ученые ничего нового не придумали. Но нельзя говорить о каких-то точных долях, насколько гены влияют на лидерские качества. Эксперимент по выяснению этого крайне сложно поставить, ведь люди не крысы и не мыши, чтобы можно было кого-либо изолировать — кого-то воспитывать, а кого-то нет. Человек — существо социальное, он обучается в процессе взросления. Влияние оказывает то же образование — можно не очень умного человека протащить через Гарвард, и он будет более эффективным управленцем по сравнению с куда более одаренным человеком, окончившим ПТУ. Несомненно, генетика и природа есть, но все будет зависеть от конкретных условий в конкретном случае.

Светлана Боринская, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН:

— Во-первых, возникают вопросы к постановке эксперимента британскими учеными. В таких исследованиях желательно иметь этнически гомогенную группу. Это правило не выполнено в обсуждаемой работе. Исследовали американцев разной этнической принадлежности, представителей разных рас. При рассмотрении генетически гетерогенной группы, как было сделано, велика вероятность получения ложного результата. Исторически так сложилось, что у рас есть отличия по генам. Даже между жителями разных районов Европы существуют генетические различия, и если их не учесть, можно получить ошибочный результат. Так что не исключено, что они просто нашли вариант «гена белого человека», а не лидера.

Во-вторых, поведение — это признак очень сложный в отличие, например, от цвета глаз. На поведенческие особенности, за редким исключением (к примеру, заболевания типа старческого слабоумия), влияет множество генов со слабыми эффектами. Ситуации, когда один ген полностью определяет какую-то форму поведения, крайне редки.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе