Холодный расчет

Ученые приблизились к созданию источника энергии, некогда погубившего могущественную цивилизацию атлантов.

Холодный термоядерный синтез — таким термином именуют пока всего-навсего догадку, предположение о возможности осуществления ядерной реакции в условиях низких температур. Тем не менее в последнее время в разных частях света появляются группы исследователей, которые заявляют о своих достижениях в этой области.

Вечный двигатель

Ученые давно поняли, что потенциальная энергия, заложенная в веществе, представляет собой почти нескончаемый источник благ цивилизации. Она примерно в 3 миллиарда раз превышает химическую энергию сгорания. Но до сих пор известно лишь два способа ее высвобождения: деление ядер урана и тория, а также синтез ядер тяжелых изотопов водорода — дейтерия и трития. Если первый способ в мирных целях применяют на атомных станциях, то второму суждено было проявить себя в виде водородной бомбы, которая оказалась в разы мощнее простой ядерной.

Именно термоядерные реакции происходят на Солнце и прочих звездах, а известно, что в природе все процессы идут по оптимальному пути. Вот только как его повторить? Величайшие физики мира уже 60 лет бьются над тем, как безопасно провести термоядерный синтез, вложены огромные деньги в специально созданный для этого международный проект ITER, но его запуск по разным причинам постоянно откладывается. По заверению ученых, он должен дать первые результаты лишь к 2050 году. Получается, что до этого времени, а возможно, и дольше, человечеству придется сидеть на нефтегазовой игле. Но есть и другой вариант — попытаться провести реакцию холодного синтеза.

Принято считать, что о нем впервые заявили два профессора — Мартин Флейшман из университета Саутгемптона и Стэнли Понс из университета Юты. 21 марта 1989 года они якобы наблюдали в лаборатории устойчивую реакцию ядерного синтеза при комнатной температуре. Сенсация взорвала не только научный мир: общество стало мечтать о безопасных ядерных мини-реакторах на кухонном столе или под капотом автомобиля, который не нужно было бы заправлять никогда. По идее, такой реактор не являлся бы вечным двигателем, но максимально приблизился бы к нему по своим показателям.

Эксперимент Флейшмана и Понса, несмотря на многочисленные попытки, не смогли воспроизвести ни в одной мировой лаборатории, а сами они отказались предоставить на суд коллег свои записи. Зато известно, что теперь финансовую поддержку им оказывают некоторые японские корпорации и частные фонды, технологией заинтересовались серьезные ведомства, например департамент прикладных наук Центра космических и морских военных систем ВМФ США. Как признают специалисты, эти ученые открыли новое направление в ядерной физике. Вслед за ними то тут, то там стали объявляться исследователи, якобы совершившие прорыв в данной области. Японский ученый Йосиаки Арата провел в Университете Осаки публичный эксперимент, показавший возможность термоядерного синтеза при невысоких температурах. Он и его коллеги использовали особые структуры из наночастиц. Это были специально подготовленные кластеры из нескольких сотен атомов палладия. Главная их особенность состояла в том, что они имели внутри обширные пустоты, в которые можно закачивать атомы дейтерия до очень высокой концентрации. Когда они начали сливаться, запустилась настоящая термоядерная реакция.

Сотрудники Болонского университета Андреа Росси и Серджио Фокарди также заявили об успешном эксперименте по холодному термоядерному синтезу. Они даже продемонстрировали действующую установку — никель-водородный термоядерный реактор.

По данным «Итогов», в России на базе сразу нескольких физических институтов проводятся эксперименты в этой области. Работами также занимаются отдельные изобретатели. Например, инженер Алексей Расулов утверждает, что холодный ядерный синтез происходит при грозе, и осталось только подсмотреть механизм действия у природы, чтобы им грамотно воспользоваться в своих интересах. «В грозовых тучах есть все необходимое для такой реакции — положительные и отрицательные заряды, высокая напряженность электрического поля, — рассказывает Алексей Расулов. — Все это условия для электролиза тяжелой воды и образования закиси азота. Природный инструмент дает возможность преобразовывать молекулярный азот в плазму — состояние, при котором происходит реакция синтеза. Температура при возникновении разряда молнии достигает 30 тысяч градусов, и это относительно немного по сравнению с обычной термоядерной реакцией. Более того, при грозе отмечалось выделение нейтронов, которые как раз свидетельствуют о реакции синтеза. Осталось воспроизвести грозу в лабораторных условиях, и мечта человечества об альтернативном источнике энергии сбудется».

Технология атлантов

Возможен ли все-таки холодный ядерный синтез? Странно, но ответ на вопрос кроется где-то в области конспирологии. Как считает директор научно-просветительского центра Политехнического музея Владимир Витвицкий, «в этой теме многие работы сегодня просто закрыты. Это и понятно: они имеют отношение к стратегическому сектору и открывают доступ к неисчерпаемому источнику энергии». Появись холодный синтез, были бы созданы космические ракеты, которые вместо того, чтобы тащить на себе огромный запас топлива, выводили на орбиту на порядок больше грузов, а те же марсоходы работали бы не 5—10 лет до истощения источника энергии и загрязнения солнечных батарей, а практически вечно.

Есть и такое мнение — ничто не мешает провести холодный ядерный синтез хоть завтра, но это может поставить мир на грань уничтожения. И якобы в истории человечества такое уже происходило... Знаменитый американский ясновидящий Эдгар Кейси в 40-е годы XX века утверждал, что жители Атлантиды обладали развитыми технологиями, превосходящими уровень, достигнутый современным человечеством. У атлантов якобы были подводные лодки и самолеты, они владели телекинезом и управляли ядерным синтезом, в том числе и холодным, по своему усмотрению. Например, в ряде рукописей Древней Индии повествуется о далеких временах, восходящих, как полагают, к последним воинственным годам перед катастрофой Атлантиды. Там упоминаются летательные аппараты — виманы, которые управлялись из центрального силового источника питания на Земле. Кейси однозначно утверждал, что в качестве движущей силы для таких транспортных средств и подъема больших грузов использовалось расщепление атома и высвобождение ядерных сил. Кое-где ученые до сих пор находят удивительные подземные сооружения, напоминающие каменные реакторы, которые вполне бы выдержали процессы ядерного синтеза.

Нам сегодня кажется невероятным уровень материального прогресса, существовавший в доисторические времена, поскольку он выбивается за рамки наших представлений. Возможности холодного синтеза тоже кажутся чем-то недостижимым. Однако есть немало ученых, считающих, что цель реальна, но есть обязательные условия, которые необходимо соблюсти для ее достижения. Главное заключается в осознании того, что физический принцип протекания реакции холодного синтеза выходит за рамки трехмерного миропонимания.

Увы, до уровня мышления мифических атлантов мы пока недотягиваем. А может, и к лучшему? Кейси пояснял: в Атлантиде было создано передовое общество, но история этой цивилизации завершилась окончательной катастрофой. С гибелью атлантов их технологии, включая холодный термояд, были утеряны. Или спрятаны до поры до времени. Ряд исследователей всерьез полагают, что технология холодного синтеза откроется только тем ученым, которые продвинулись в духовном развитии и смогут гарантировать неприменение высокой технологии для нанесения вреда другим формам жизни на Земле.

«Вероятно, одна из причин, по которой как раз и блокируется получение формулы холодного синтеза, — это угроза самоуничтожения цивилизации, — рассуждает исследователь проблемы Владислав Булгаков. — Неосмотрительно давать в руки воинственного дикаря наимощнейшее ядерное оружие».

Возможно, современная история создания холодного синтеза станет примером повторного его открытия спустя тысячелетия. Важно только, чтобы оно не стало последним нашим достижением.

Евгений Носов

Мнения

Сергей Тимашев, профессор, заведующий лабораторией Государственного научного центра Российской Федерации «Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова», доктор физико-математических наук:

— К сожалению, термин «холодный синтез» из-за кажущейся легкости реализации ядерных превращений в условиях практически любой лаборатории и получения при этом дешевой энергии, как следовало из работы Флейшмана и Понса 1989 года, за прошедшие с тех пор почти 25 лет оказался в значительной мере дискредитированным усилиями многих неспециалистов, бросившихся разрабатывать «золотую жилу». К тому же ряд экспериментов убедительно показывал, что ядерные превращения действительно могут происходить при значительно более низких энергиях по сравнению с теми, которые реализуются в высокотемпературной плазме. Чтобы как-то реабилитировать саму идею, вместо термина «холодный синтез» стали использовать иные термины — низкоэнергетические ядерные реакции, ядерные процессы в конденсированной среде. Но смена терминологии не отменила ключевых вопросов, возникающих при низкотемпературных ядерных превращениях: в чем причина фиксируемой невоспроизводимости результатов и в чем мог бы состоять физический механизм таких процессов? Если результаты работ по холодному синтезу в условиях электролиза и по исследованию ядерных превращений в конденсированных средах пока еще вызывают определенные сомнения из-за их невоспроизводимости, то экспериментальные доказательства возможности трансмутации разнообразных ядер при лазерном распылении металлов в водных средах, в частности в тяжелой воде, и локальных электровзрывах металлической фольги в таких же средах несомненны. Результаты дают основание полагать, что мы приближаемся к пониманию механизма холодного синтеза. Более того, становятся понятными и причины невоспроизводимости ряда экспериментов, о которых упоминалось выше. Можно полагать, что получение нового знания приблизит нас к решению главной технической проблемы — получения ядерной энергии в условиях низкотемпературной плазмы.

Евгений Александров, академик, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, доктор физико-математических наук:

— Насколько мне известно, сегодня «фундаментальная» физика проблемой холодного синтеза не занимается. Тема оккупирована фриками, но очень основательно! Я сам отношусь к этой теме с осторожным оптимизмом. В принципе это возможно, но до сих пор нет оснований думать, что рентабельный холодный синтез осуществим.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе