Найден новый способ подавления раковых опухолей

Антираковый эффект белка р53 можно воссоздать без участия его самого

Белок р53 столь известен, что его даже представлять не надо. Количество научной литературы по нему растёт, и он до сих пор остаётся в центре внимания как один из главных помощников в избавлении человека от рака. Вместе с тем подобрать рычаги влияния на р53 довольно трудно: он служит мишенью для многих других регуляторных белков, и разобраться в молекулярных сигналах, которые приходят на р53, весьма непросто.

wikimedia.org (Плоскоклеточный рак)

Изучая молекулярные взаимоотношения р53 с другими белками, исследователи с медфакультета Университета штата Пенсильвания (США) обнаружили, что антираковый эффект р53 можно воссоздать без участия его самого. Оказалось, что р53 вовлечён в регуляцию метаболизма, а именно в регуляцию малатдегидрогеназ, ферментов последних стадий цикла Кребса, расщепляющих яблочную кислоту.

Происходит это так: когда клеточный геном получает много повреждений, р53 предотвращает раковое перерождение клетки, запуская «экстренное» старение и смерть. Старение, очевидно, процесс комплексный, который отражается и на обмене веществ, но конкретные связи между тем и другим оставались долгое время неизвестными.

Как сообщают исследователи в Nature, передает www.computerra.ru, р53 может подавлять активность генов малатдегидрогеназ 1 и 2. С другой стороны, эти ферменты подавляют активность самого р53: если малатдегидрогеназы исчезают из клетки, клетка под действием р53 начинает стремительно стареть. То есть между важным транскрипционным регулятором р53, который следит за опухолями, и важными ферментами энергетического цикла обнаружилась отрицательная обратная связь: чем более активен один, тем пассивнее другой.

В опытах на животных подавление малатдегидрогеназ сокращало размер опухоли даже при отсутствии р53 (а выключенный р53, как известно, почти неизбежно ведёт к появлению рака). И наоборот: если эти ферменты были сверхактивны, опухоль росла быстрее. Очевидно, р53 лишает потенциально опасные клетки энергетического обеспечения, подавляя работу цикла Кребса. Соответственно, такая клетка перестаёт делиться, начинает дряхлеть и в итоге погибает.

Исследователям удалось понять, как р53 влияет на метаболизм, однако работать с ферментами удобнее, а управлять работой тех же малатдегидрогеназ гораздо проще, чем подбирать ключ к самому р53. То есть теоретически можно подавить рост опухоли по способу р53, не прибегая к помощи самого белка.

материал: Юлия Евсеева