Почему мужчинам не грозит вымирание

Мужчины скоро не вымрут, вопреки сообщениям СМИ.
На праздниках СМИ пугали читателей новостями о том, что мужчины скоро вымрут.
Shutterstock

Отдел науки «Газеты.Ru» установил источник этих сообщений и разобрался, почему потеря Y-хромосомой более тысячи генов не грозит мужчинам вымиранием, как на самом деле изменяется эта половая хромосома и как утконосы помогли понять, когда именно произошло разделение полов.

«Ученые предсказали гибель всех мужчин на Земле», «Мужчины могут стать гермафродитами», «Через 5 млн лет на Земле не будет мужчин» — такими заголовками пестрела подборка научных новостей в разделе «Яндекс.Новости» в воскресенье, 10 января.

Российские СМИ, в частности, сообщали, что австралийская исследовательница Дженни Грэйвс выяснила: количество мужчин на Земле неуклонно сокращается, а причина этого — «слабая структура» их половой хромосомы, Y-хромосомы, которая разрушается в процессе эволюции (когда-то она содержала более тысячи генов, но на настоящий момент их количество сократилось до сотни). Именно поэтому профессор Грэйвс уверена: через 5 млн лет мужчин на Земле не останется.

Однако цитированием этого сообщения российские СМИ не ограничились, добавив к сенсационной новости еще одну деталь: оказывается, оксфордский профессор Брайан Сайкс считает, что мужчины вымрут и того раньше — всего лишь через 125 тыс. лет. Завершалась эта печальная новость на оптимистичной ноте: ученые прогнозировали, что функцию «распадающейся» на части Y-хромосомы сможет взять на себя некая третья хромосома, что приведет к созданию нового вида человека, причем, скорее всего, он будет гермафродитом.

Отдел науки «Газеты.Ru» решил разобраться, откуда возникли эти сенсационные известия. Оказалось, что впервые сообщение о теории Дженни Грэйвс появилось в начале апреля 2013 года. Исследовательница действительно сообщала, что Y-хромосома в процессе эволюции медленно разрушается и, возможно, потеряет свои функции через 5 млн лет.

Нельзя сказать, что эти заявления полностью необоснованны. Y-хромосома действительно разрушается: если изначально в ней содержалось более 1,4 тыс. генов, то сейчас осталось 72 гена, кодирующих белки, а также 137 «мусорных» генов (они не способны к кодированию белков) и 387 псевдогенов (нефункциональных аналогов генов, которые утратили способность кодировать белок).

Такие существенные изменения произошли за достаточно долгий срок. Ранее считалось, что появление Х-хромосомы и Y-хромосомы произошло около 300 млн лет назад, однако секвенирование генома утконоса (к слову, это животное обладает десятью половыми хромосомами, а не двумя, как человек) показало, что разделение двух половых хромосом случилось в промежутке от 160 млн до 210 млн лет назад. Результаты работы были опубликованы в журнале Nature в 2008 году.

Если применить модель линейной экстраполяции и предположить, что в дальнейшем Y-хромосома будет терять гены с такой же скоростью, получится, что она действительно может утратить свои функции примерно через 10 млн лет. Однако более детальные исследования Y-хромосомы (ее сравнение с половой хромосомой самцов шимпанзе) показали, что за последние 6–7 млн лет Y-хромосома не потеряла ни одного гена, а за последние 25 млн лет — только один ген.

Это значит, что для оценки дальнейшего эволюционного пути Y-хромосомы модель линейной экстраполяции применяться, судя по всему, не может и на протяжении следующих 10 млн лет мужчинам ничего не угрожает.

Однако российские СМИ вспомнили не только заявления Дженни Грэйвс, сделанные в 2013 году, но еще и сослались на авторитетное мнение оксфордского профессора Брайана Сайкса. Ученый действительно ранее занимал пост профессора генетики человека в Оксфорде, на настоящий момент он работает в Вольфсон-колледже (Оксфорд) и занимается исследованиями древней ДНК. В частности, он изучал генетический материал Эци — старейшей обнаруженной в Европе мумии человека.

Впрочем, известен профессор Сайкс не только этим, но и своим интересом к криптозоологии — науке, которая рассматривается зоологами как лженаука. Криптозоология занимается поиском вымерших животных (динозавров), а также живых существ, о которых говорится в легендах и фольклоре (снежного человека, драконов, кракена).

В 2014 году Сайкс опубликовал статью в журнале Proceedings of the Royal Society В, в которой представил результаты секвенирования ДНК из шерсти 30 животных. Волоски были взяты из музейных и частных коллекций, вот только принадлежали они, по мнению обнаруживших их людей, снежному человеку — йети.

Профессор Сайкс провел генетический анализ шерсти и заявил, что большая часть волосков на самом деле принадлежит животным — коровам, лошадям и медведям. А вот хозяином двух образцов, по мнению Сайкса, был йети — под ним ученый подразумевал вид огромного полярного медведя, состоящий в очень близком родстве с животным, обитавшим на Земле около 40 тыс. лет назад. Сайкс даже

заявил о намерении организовать экспедицию в Гималаи, чтобы найти живой образец почти ископаемого существа. «Это следующий логический шаг. Нам нужен живой йети», — сообщил ученый.

Состояться экспедиции было не суждено. Спустя несколько месяцев после скандальной публикации журнал Proceedings of the Royal Society B опубликовал статью-опровержение. Ученые Росс Барнетт и Цейридвен Эдвардс провели повторный анализ ДНК шерсти йети и пришли к выводу, что таинственным древним медведем, чудом дожившим до наших дней, на самом деле является вполне современный гималайский медведь.

Не исключено, что в оценке длительности времени существования на Земле мужчин профессор Сайкс также ошибся. Научное сообщество к мнению Сайкса после истории с несостоявшимся йети также относится настороженно — как сообщает научно-популярный портал Doubtful News («Сомнительные новости»), медведь-йети сильно подмочил репутацию профессора.
Яна Хлюстова