Присядь к костру, гомо эректус!

Тогда Прометей еще не родился. Но огонь уже был в руках у эректуса

Но ведь ты со мной рядом, тишина над костром, и последнюю песню мы вместе поем… Нет, конечно, наши далекие, очень далекие предки вряд ли распевали песни у костра. У них был полон рот куда более насущных и приземленных проблем, связанных с элементарным выживанием, чем групповое пение. Но, вот, достоинства огня и костра, согласно последним сведениям, обретенным палеонтологами и археологами, древние люди, оказывается, оценили намного раньше, чем полагали до сих пор - на целые 300 тыс. лет, чтобы быть точными! Придти к такому выводу ученым, замечает сайт американского научно-популярного телеканала Discovery, помогли исследования в знаменитой пещере Вандерверк, древней стоянке доисторических людей, в пустыне Калахари в Южной Африке.

Обнаруженные там обугленные остатки костей, пепел и зола дают основания исследователям считать, что древнейшие гуманоиды научились пользоваться огнем и ставить его себе на службу 1 млн лет тому назад, или на 300 тыс. лет раньше, чем полагала современная наука. Это означает, что древнейшие предки человека, известные как гомо эректус (человек прямоходящий), в какой-то период их развития принялись использовать огонь и костер для повседневных нужд. Причем, палеонтологам из университета в Торонто (Канада) в рамках осуществленных микроскопических анализов стало ясно, например, что обнаруженные материалы "не надуло" и не принесло извне – они стали неотъемлемой частью материалов, сожженных именно в пещере. Эти обугленные остатки обнаружили наряду с каменными орудиями труда древних "эректусов", относящимися к периоду 1 млн лет до нашей эры.

Хотя предки современных людей дали знать археологам и историкам о своем существовании – их появление относят примерно к периоду 200-тысячелетней давности, гомо эректусы, как считается, выпрямились и пошли бродить по земле около 1,9 млн лет назад. Как установили канадские археологи, специалисты по палеолиту, доисторические эректусы "жарили-парили" свою добычу при температуре не выше 700 градусов по Цельсию. Для поддержания огня, таким образом, они использовали валежник – сучья, ветки, листья, траву. При сгорании эти материалы не способны увеличивать температуру горения выше 700 градусов. Мало того, что огонь помогал нашим предкам согреваться и отпугивать многочисленных хищников, только и выжидавших момента ухватить какого-нибудь замешкавшегося эректуса, главная его заслуга – в приготовлении пищи. На огне пища размягчалась и становилась более пригодной к употреблению внутрь. Вдобавок круг общения, смыкавшийся вокруг костра (в то время, разумеется, без гитары и без песен про "подбросить ветки в костер"), делал свое дело – превращал тогдашних эректусов, фактических диких животных, в некое человеческое подобие. И в этом – главная заслуга костра и огня. Контроль над огненной стихией, убеждены ученые, помог древним людям пройти известный эволюционный путь.

Прежде всего, как настаивает антрополог из Гарварда Ричард Рэнхем, умение обращаться с огнем и приготовление пищи на нем оказали влияние на развитие и эволюцию человеческого мозга. Именно в то далекое время – примерно 1,9 млн лет назад – у гомо эректусов начала развиваться и увеличиваться головной мозг. Именно благодаря "полуфабрикатам" и готовой пище, приготовленной на костре, у наших древних предков стал формироваться больший по объему и страстно желающий большей калорийности мозг. От него не отставало и тело. Пищеварительный же тракт делался более компактным, что позволяло легче усваивать приготовленную на огне пищу. О своих выводах ученые пишут в специализированном научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences ("Вопросы деятельности национальной академии наук", США).

Автор: Андрей Бычков