Вокруг звезды Гидры обнаружено много воды

В протопланетном диске найдены запасы воды в тысячу раз больше земных океанов

Космический телескоп «Гершель» обнаружил огромные запасы льда при наблюдениях молодого светила TW Гидры. Возраст его 10 млн лет. TW Гидры почти в два раза уступает Солнцу по массе и удалена от Земли на 53,7 ± 6,2 пк. Запасы газа в диске оцениваются в 410-5-610-2 солнечной массы, сообщает ecosever.ru.

Принято считать, что водяной пар собирается в «теплой» части протопланетных дисков, где температура превышает 250 К, а лед сублимируется. «Теплую» воду астрономы уже обнаруживали при изучении молодых светил AS 205N и RNO 90 и некоторых аналогов TW Гидры, также относящихся к звездам типа T Тельца. В «холодных» (~20 К) внешних областях дисков господствующее положение занимает, естественно, лед, а не пар, но межзвездное ультрафиолетовое излучение всё же возвращает небольшую часть молекул воды в газовую фазу. Последнее значение более чем в тысячу раз превосходит массу земных океанов.

Вода, содержащаяся во внешнем диске TW Гидры, вполне может попасть в обитаемую зону светила и способствовать развитию жизни на расположенных там планетах.

А недавно на краю Вселенной был обнаружен гигантский «водопроводный кран» (см. «КП» здесь). Астрономы НАСА (Nasa's Jet Propulsion Laboratory) под руководством ученых из Калифорнийского технологического института (the California Institute of Technology) получили еще одно подтверждение тому, что вода была во Вселенной чуть ли не с самого ее зарождения. Они обнаружили гигантский источник воды, расположенный почти в 12 миллиардах световых лет от нас.

Сейчас Вселенной где-то 13,7 миллиардов лет. Стало быть, возраст источника воды, свет от которого идет до нас 12 миллиардов лет, 1,7 миллиардов лет. Это и есть ранняя стадия эволюции мироздания.

Воды нашлось столько, что вся земная по сравнению с этим объемом покажется маковой росинкой. Ее на краю Вселенной в 140 триллионов раз больше, чем в океанах нашей планеты. Это примерно 100 тысяч "бочек" размером с Солнце. Столько воды находится вокруг квазара APM 08279+5255, который буквально выплескивает ее в виде пара.

По словам ученых, обнаруженный феномен свидетельствует о том, что вода распространена повсюду во Вселенной. И уже имелась в "такие ранние времена".

Специалисты наблюдают за гигантским "водопроводным краном" с 2008 года с помощью спектрометра Z-Spec, установленного в Калифорнийской субмиллиметровой обсерватории (Caltech Submillimetre Observatory (CSO), и 10-метрового телескопа на Гавайский островах (Mauna Kea, Hawaii).

Светлана КУЗИНА