Александр Розов | Человек человеку – никто.

В Японии этот феномен получил название «soshoku danshi» (травоядные мужчины), а попросту говоря: утрата потенциально наиболее активной частью населения всякого интереса к социальной самореализации.

Зачем она?
Зачем тратить силы, нервы и время, строить отношения с друзьями и/или подругами?
Зачем делать карьеру, если потолок задан клановой схемой, и этот потолок – низкий? 
Зачем создавать семью, если это — груз лишнего потребителя твоих ресурсов?
Зачем заводить детей, если им нечего передать кроме груза социальных обязанностей?
Все равно, в этом мире ничего не добьешься. 

Человек поймал золотую рыбку.
Золотая рыбка сказала: «Отпусти меня, и выполню любое твое желание».
Человек отпустил ее, и объявил желание: «Хочу, чтобы у меня все было».
Золотая рыбка вынырнула, и сказала: «Человек, у тебя все было».

Древний-древний спор о человеке, идущий еще с античных времен:
«Человек человеку — волк», — утверждают мизантропы.
«Человек человеку — друг, товарищ и брат», — возражают филантропы.
Раньше, возможно, у этого спора был смысл. Когда-нибудь, возможно, у него снова будет смысл. Но в наше время — нет. Нейтральная объективная статистика установила:
«Человек человеку — никто». Вообще никто. Посторонний объект, занимающий место в пространстве. Иногда такой объект полезен для каких-то сиюминутных целей. Намного чаще такой объект вреден именно вследствие того, что занимает пространство (проще говоря – создает тесноту). Но, если брать в среднем, то такой объект индифферентен, как булыжник у дороги или ворона на дереве. Есть булыжник и ворона, или нет их — какая разница? Они не нужны. Есть другие люди, или нет их – какая разница? Они не нужны.Человек это социальное существо в любом смысле.
В биологическом, в зоопсихологическом, в культурологическом, в экономическом.
Человеку свойственно общаться с себе подобными, это не изменилось за миллион лет.
Человек все тот же. Он рождается с готовым инструментарием для коммуникации. Он стремительно осваивает невербальную эмпатию и вербальный инструмент — язык. Он способен за первые три года жизни свободно овладеть полдюжины языков, причем не напрягаясь. Он способен за следующие три года освоить письменность в любой форме (бумажно-карандашной или компьютерно-кнопочной).

Но статистический факт остается статистическим фактом: люди становятся все более безразличны друг к другу. Вот материал от февраля 2019-го.
«Я рассматриваю одиночество как настоящую эпидемию, — говорит эксперт, — это очень хорошо видно по университетским кампусам, и прямо сейчас проблема особенно остро стоит в США. Согласно исследованию National College Health Survey 2017 года, более 60 процентов студентов заявляют, что чувствуют себя одиноко. У британцев схожие проблемы: согласно прошлогоднему исследованию, проведенному BBC совместно с несколькими крупными университетами, наиболее одинокой себя чувствует именно молодежь. Об одиночестве заявило 40 процентов опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет, в то время как в возрасте 75 лет и старше таких было лишь 27 процентов»*

Эпидемия, надо же! А ведь всего полгода назад это подавалось, как достижение!

«Британские подростки стали меньше заниматься сексом, предпочитая плотским страстям романтические отношения в интернете и время в кругу семьи, показывают последние исследования. Наблюдение за тысячей 16-18-летних подростков, также выявило заметное снижение потребления алкоголя в этой возрастной группе. Две трети участвовавших в опросе тинейджеров заявили, что ни разу не вступали в половые отношения, а по словам 24% опрошенных, они ни разу не пробовали алкоголь…
Это поколение подростков оказалось более благоразумным, более сосредоточенным на образовании и будущей карьере…
Более 80% участников исследования заявили, что основные приоритеты для них — хорошо сданные экзамены и успешная карьера. Лишь 68% добавили в этот ряд общение в компании друзей. Согласно результатам опроса, молодые люди считают более важным время, проведенное в кругу семьи, нежели то, которое они тратят на своих сверстников. Они также признают, что учеба и работа становятся помехой для их встреч с друзьями. При этом дневники, которые тинейджеры из контрольной группы заполняли ежедневно по просьбе социологов, показывают, что в среднем их авторы проводили в сети по пять часов в сутки, не решая при этом вопросов, связанных с учебой или работой. Менее четверти опрошенных общались со своими друзьями лично так же часто, как и через интернет, а 70% — использовали сеть для общения с друзьями четыре и более раз в неделю. Исследователи связывают частоту личного общения и встреч со сверстниками с сексуальной активностью подростков. Соответственно — чем меньше личного общения, тем меньше сексуальных контактов»**.
Там же, с подзаголовком «Правильный выбор», слова руководителя правительственной исследовательской группы BPAS Кэтрин О’Брайен: «Они демонстрируют ответственное и взрослое поведение, особенно в вопросах, связанных с сексом или алкоголем. Мы считаем, что они в состоянии сделать правильный выбор в том, что касается их будущего».

Что изменилось за полгода в оценке официозом — феномена «человек человеку никто»?
А просто деньги. Точнее — торговый и финансовый оборот, зависящий от социально-экономической активности массового человека.
«Одиночество. Это эпидемия? — так назвали панельную сессию на ВЭФ в Давосе, где ведущие мировые эксперты ломали голову над тем, что нам делать с этой бедой…
Дело не только в плохом настроении, экономические потери [в Британии] для работодателей от одиночества их сотрудников (по причине низкой продуктивности и еще ряда факторов) составляют более 3 млрд. долларов, ежегодно! Об эпидемии говорят и в США. Согласно авторитетному Pew Research Center, один из десяти американцев утверждает, что чувствует себя в изоляции все или почти все время! Там тоже подсчитали убытки от одиночества…». *

Вообще-то кучка сверхбогатых социопатов, составляющих Давосский клуб, могла бы несколько раньше увидеть проблему – для этого им достаточно было даже тех весьма невеликих умственных способностей, которыми они, все-таки, обладают. Им вовсе не требовалось что-то анализировать – достаточно было посмотреть на Японию, в которой события развивались быстрее (из-за более высокой зависимости среднего индивида от окружающей экономико-социальной среды). Там массовое одиночество нанесло удар по планам истеблишмента намного раньше.
«В 2011-м Японский национальный институт населения и исследований социальной безопасности (Japan’s National Institute of Population and Social Security Research) привел данные о том, что 61 процент холостых мужчин и 49 процентов незамужних женщин в возрасте 18-34 лет не состоят в каких-либо романтических отношениях. А Японская ассоциация планирования семьи (JFPA) выяснила, что 45 процентов девушек в возрасте 16-24 лет — не заинтересованы в сексуальных контактах или даже испытывают к ним отвращение». ***

В Японии этот феномен получил название «soshoku danshi» (травоядные мужчины), а попросту говоря: утрата потенциально наиболее активной частью населения всякого интереса к социальной самореализации. Зачем она?
Зачем тратить силы, нервы и время, строить отношения с друзьями и/или подругами?
Зачем делать карьеру, если потолок задан клановой схемой, и этот потолок – низкий?
Зачем создавать семью, если это — груз лишнего потребителя твоих ресурсов?
Зачем заводить детей, если им нечего передать кроме груза социальных обязанностей?
Все равно, в этом мире ничего не добьешься. Социальная среда просто использует тебя через твои ответственные социальные контакты, через обязательства, которыми ты, при таких контактах, связываешь себя. Связи – связывают, как рабская петля на шее. Этими связями окружающая социальная среда выжмет тебя, как лимон, бросит в печку и от тебя останется только дым из трубы.
Такой же дым из трубы останется от тебя, если ты не будешь тратить свои ресурсы на решение чужих проблем ради достижения чужих целей. Так что просто отстранись, и наслаждайся фактом самой жизни – это потребует минимума усилий при современном соотношении зарплаты и цены простого одиночного минимального жизнеобеспечения.

Большинство членов мировых элитных клубов считали что это – японская специфика, которая не коснется ни Западной Европы, ни Северной Америки. Эти безграмотные и примитивно-амбициозные давосские мечтатели — олигофреничные олигархи, такие же сверхглупые, как сверхбогатые, до сих пор не поняли, что люди везде — один и тот же биологический вид. И давосские мечтатели банально повторили с интервалом полвека ошибку кремлевских мечтателей. Те считали, будто можно путем хитрой комбинации бессодержательных лозунгов, ограничивающих запретов, и материальных ограничений, заставить советского человека «жить как тут, а работать как там» (там — это в смысле на буржуазном Западе, находившемся в 1970-м в районе максимума волны НТР).

Известный герой повести Булгакова, рассуждая о причине крушения социальных норм, утверждал: «разруха не в сортире, разруха в головах».
Булгаков, конечно, был великий литератор, но идеалист.
Материалистические естественные науки ясно показывают: разруха в головах не может оказаться причиной, поскольку человек, в общем, такой же, что миллион лет назад. Его врожденные стремления не изменились. Если во взрослом состоянии он утрачивает эти стремления то искать разруху надо не в его голове, а все-таки в общественном сортире. Наверняка там нелады с трубами или клапанами, и дерьмо льется в социальную среду, затопляя тот ландшафт, в котором человеку свойственно к чему-либо стремиться.

Некоторые алармисты в том же Давосском клубе взялись винить во всем сетевые медиа (включая блогосферу — бегство общения в социальные сети). Это называется: валить на зеркало, что морда кривая.
Ведь именно олигархические клубы расширяли всепроникающие социальные сети для достижения предельной несвободы человека – по образу антиутопии Оруэлла, и более позднего эпигонского советского общества Эпохи Застоя Кремлевских Мечтателей.
Именно олигархические клубы при помощи этих сетей лишили массового человека элементарной приватности и всякой свободы в экономической и интимной жизни. Средний массовый человек стал находиться под непрерывной слежкой о перемещениях, покупках, доходах, и стиле жизни (включая быт и секс, разумеется).
На среднего массового человека через сеть прицельно давят сотни контор, сбывающих паразитные услуги, запрещающих что-то приятное, и требующих чего-то неприятного.
Массовый человек в ответ сокращает площадь болевых точек, на которые можно давить.
Массовый человек переходит к «травоядному стилю», к состоянию «Флоры»:
«Если не хочется делать, не делай ничего.
Пила сильнее, но прав всегда ствол.
Ты нашел бумажник? Берегись! Ты в большой опасности.
Хотеть можно только то, что тебе хотят дать.
Ты можешь взять. Но только то, что не нужно другим.
Всегда помни: мир прекрасен. Мир был прекрасен и будет прекрасен. Только не надо мешать ему.
Г.А. сказал потом по этому поводу: Стань тенью для зла, бедный сын Тумы, и страшный Ча не поймает тебя» ****
Вот и вся логика сегодняшнего доминирующего социально-экономического процесса.

Человек человеку — никто. Человек человеку останется никем, пока в руках политической администрации будет такое избыточное число кнопок для давления на болевые точки.
Политическая администрация может пытаться выправить положение, давя на кнопки все сильнее и все чаще. Это лишь ускорит крах экономики – как у кремлевских мечтателей.
Чем сильнее боль, тем сильнее желание уклониться от нее, а значит, тем больше людей перейдут к «травоядному стилю», снизив труд и потребление до того минимума, при котором рассыплется уже и так перегруженный фундамент современного общества.
Так что, глобальная политическая администрация все равно проиграет эту войну.
Тогда, вероятно, человек человеку станет кем-нибудь. Но не раньше. Такие дела.

———————
*) Круг разобщения. Почему мир переживает эпидемию одиночества.
https://www.kommersant.ru/doc/3854213
**) Есть дела поважнее. Тинейджеры в Британии стали реже пить и заниматься сексом.
https://www.bbc.com/russian/features-44870521
***) Сексуальная контрреволюция/ Как «синдром целибата» губит экономику Японии.
https://lenta.ru/articles/2016/01/29/nointerestinsex/
****) Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий. Отягощенные злом, или сорок лет спустя (фрагмент проповеди Флоры).

Автор
Александр Розов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе