АЛЕКСЕЙ РЕПИК: «ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ СОЗДАЕТ ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФАРМПРЕДПРИЯТИЙ»

На прошедшем в Санкт-Петербурге форуме Адама Смита губернатор области Сергей Вахруков озвучил идею превращения Ярославля в фармацевтическую столицу России. Предприятия образующегося регионального фармкластера поддерживают эту идею, называя преимущества нашей области перед другими регионами. Почему бизнес выбирает Ярославль, как он работает с правительством области, рассказывает президент компании «Р-Фарм» Алексей Репик. 

Здесь мы в центре внимания 

– Алексей Евгеньевич, перед размещением производства в Ярославле вы наверняка изучали условия и в других регионах. Почему было принято решение войти именно сюда? 


– Есть регионы, которые кажутся более привлекательными, пока не разберешься. Санкт-Петербург предлагает более проработанную инфраструктуру, Калуга славится грамотным сопровождением проектов. В чем плюсы Ярославля? Здесь очень хорошая научная и образовательная база. А в Калуге из-за обилия инвесторов не хватает кадров, есть нехватка электроэнергии. В Питере все хорошо, но есть крупные монополии, на фоне которых мы будем теряться. А в Ярославской области мы будем в центре внимания. Сергей Вахруков – единственный из губернаторов, который был на фармацевтическом форуме. Я считаю, что он лучше своих коллег разбирается в вопросах отрасли и больше заинтересован в развитии данного направления, потому что для Ярославля это стратегический приоритет. Я вижу, как регион пытается диверсифицировать структуру экономики. 

Мы поверили губернатору и сделали для себя приоритетными проекты в Ярославле. Нам очень нравится, что мы здесь первые, что нашли для себя эту нишу и чувствуем себя кластерообразующим предприятием. И уже сегодня видим, как повышается интерес и к кластеру, и к нам. Сейчас мы находимся в стадии подписания (в том числе при участии правительства области) лицензионных соглашений с мировыми лидерами, которые хотят, чтобы их продукция была локализована в Ярославской области. 

– Вам кажется реальным превращение города в фармацевтическую столицу России? 

– Что такое столица? Это общепризнанный центр. Мало так назваться, нужно по этому вопросу прийти к консенсусу внутри сообщества. Мы будем делать все, чтобы так получилось. Когда приезжаешь в маленький городок Роли в США, в Северной Каролине, кругом видишь леса да поля, ни о какой столице и не думаешь. И тем не менее половина фармкомпаний имеют там заводы, потому что получилось у первых, потянулись остальные, появились кадры, и процесс запустился как снежный ком. Я абсолютно уверен в том, что с помощью российского и регионального правительства Ярославль будет привлекательным для иностранного и российского фармацевтического бизнеса. И вполне может стать столицей фарминдустрии в России. Не надо себя ограничивать горизонтами. 

Вкладывать в профилактику 

– Каков объем производства и численность персонала на будущем заводе? 

– На первом – заводе готовых лекарственных форм, который начнет работу в сентябре текущего года, – планируем выпускать продукции на 250 миллионов рублей, трудиться там будут около 300 человек. Это наш вклад в программу областного правительства по занятости населения. Параметры другого предприятия уточняются. На нем разместится производство 30 активных фармацевтических субстанций – это то, из чего делают лекарственные средства, и 16 наименований биологической продукции – антител и вакцин. Этот проект мы реализуем совместно с компанией «ХимРар», у которой в Ярославле уже есть тестовое производство в ЯГПУ. Мы – не химики, а производственники и продавцы, поэтому пользуемся их знаниями и навыками для построения проекта. 

– На какие рынки сбыта ориентирована ярославская продукция «Р-Фарм»? 

– Это стационары в субъектах РФ, ближнем зарубежье. Изначально мы были не производителями лекарств, а дистрибьюторами. Сегодня работаем по различным правительственным программам: часть продуктов, которые есть в мире, в России не представлены, поэтому сейчас идут регистрация новых лекарств, их клинические испытания. Есть и другая проблема – ценовая доступность медикаментов. Ее решением стало строительство комплексов, которые за счет локализации производства патентованных препаратов и импортозамещения сократят стоимость продукции: первых – на 20–30%, вторых, где нет необходимости платить роялти зарубежным правообладателям, – в 3–4 раза. К примеру, на импортозамещении только одного препарата госбюджет однажды сэкономил 785 миллионов рублей. Следующая задача – разработка собственных лекарственных средств. 

– Каковы перспективы российского рынка? Позволит ли он иметь прибыль всем компаниям, решившим разместиться в ярославском кластере? 

– Перспективы огромны. Стратегия развития здравоохранения и фармацевтической промышленности до 2020 года позволяет сделать качественный скачок в обеспечении граждан лекарственными средствами и стандартами оказания медицинской помощи. Все слышали о последних инициативах по увеличению инвестиций в здравоохранение за счет роста отчислений работодателей на медицинское страхование. Сначала эти средства пойдут на капитальные затраты, а после развития инфраструктуры будут тратиться на достижение соответствия стандартов лечения мировым образцам. 

Согласно прогнозам Минэкономразвития рынок лекарственных препаратов в России вырастет за 10 лет в четыре раза – до 1,6 триллиона рублей. Это уже будет сопоставимо с Западом: рынок лекарственных средств в Америке – 9,4 триллиона рублей, в Евросоюзе – около 6 триллионов, а всего в мире медикаментов продается на 23 триллиона рублей. Ежегодные затраты одного человека на лекарства в Америке составляют около 20 тысяч в рублевом эквиваленте, в Европе – около 11 тысяч, в России – 2–2,5 тысячи, и это уже хорошо. 

Но нужно учесть еще и то, что у нас огромный потенциал – страна колоссальная, но малонаселенная. Поэтому мы должны людей беречь. Председатель правительства Владимир Путин обозначил в качестве основного приоритета увеличение продолжительности жизни до 71 года. Чтобы этого добиться, необходимо внедрить новые схемы лечения, не только лечить больных, но и вести профилактическую работу, проводить вакцинацию, превентивную терапию. В России это большая проблема – реактивный взгляд на вещи. Мы очень много средств тратим на лечение хронических, онкологических, часто фатальных заболеваний. Хотя разумнее принимать препараты, которые могут отсрочить или не допустят возникновения болезни. С повышением уровня жизни изменение подходов произойдет. 

Аветик БАДАЛЯН

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе