Автохлам подорожал

С 8 марта автовладельцы могут сдать свой старый автомобиль на утилизацию и купить новый со скидкой 50 тысяч рублей. Программа утилизации старых машин, успешно обкатанная в европейских странах, запущена и в России. В число регионов – участников эксперимента включили и Ярославскую область. 

Утиль берем!  

– Серж, у нас стартовала программа утилизации старых автомобилей, – пишу я своему бывшему однокласснику, живущему сейчас в Германии. – За старую машину 50 тысяч рублей дают! 

– Это очень мало, – удивляется русский немец. 

– Серж, понимаешь, но у нас ведь есть новые машины и по 150 тысяч рублей. 

– О, тогда это очень много! 

Мой приятель знает, о чем говорит. Об утилизации старых авто в России впервые заговорили, наблюдая именно за немцами, – аналогичная программа в Германии дала отличные результаты. А потом был успех Поднебесной, где после внедрения программы авторынок вырос наполовину. 

Российский аналог готовился долго. К концу прошлого года оформился список из 19 пилотных регионов – участников эксперимента, но затем акцию «деньги за автохлам» (или более народное – «бабки за тачку») развернули на всю страну. 

Механизм обмена автохлама на новую машину довольно сложный. Под программу подпадают только полнокомплектные автомобили, отвечающие трем условиям: 

1. Полная масса – не больше 3,5 тонны (этот порог проходят все легковушки и ряд легких коммерческих автомобилей типа «Газель»). 

2. На утилизацию принимаются машины не позднее 1999 года выпуска. 

3. Машина должна принадлежать последнему владельцу как минимум год. 

Ограничений по стране-производителю нет: сдавать можно как «рожденного в СССР», так и «американца» и «японца». А вот собрать 5–6 автомобилей, сдать их в утиль и получить машину «за так» не получится – скидка не суммируется. 

Несмотря на то, что условия довольно жесткие, под них подпадают до 10 миллионов автомобилей преимущественно советского и российского производства. 

Теперь собственно о действиях. Владелец доставляет автомобиль официальному дилеру, участвующему в акции, своим ходом или на эвакуаторе (уж как сможет). В салоне он оформляет доверенность на выполнение дальнейших операций с авто (снятие с учета, утилизация), подписывает соответствующий договор и платит 3000 рублей за утилизацию машины. Затем самый приятный этап – выбор и резервирование понравившегося автомобиля. Как только старая машина будет утилизирована, а дилер получит заказанную модель, счастливый владелец оплачивает оставшуюся часть стоимости новой машины и получает ключи. Дилер отправляет заявку в Минпромторг и в следующем месяце получает 50 тысяч компенсации. 

Ищи, кому выгодно 

По словам опрошенных участников программы, наша область неплохо подготовлена к эксперименту. Об участии в нем заявили 17 официальных дилеров, которые охватывают практически все модели машин, допущенные до обмена: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Renault, Ford, Nissan и т.д. Не должно возникнуть проблем и с утилизацией – три базы по приему автохлама готовы превратить старую развалину в кусок железа, мало того – к ним на утилизацию повезут машины из соседних регионов. Наконец, есть и широкая целевая аудитория: по данным ГИБДД, в регионе насчитывается более 366 тысяч автомобилей. Как минимум 40% из них – старше 1999 года. 

– Да, в целом программа довольно продуманна, – отмечает сотрудник автосалона Сергей Голованов. – Стимулируется спрос, а не предложение. Причем стимулируется именно отечественный авторынок. Наконец, программа не накладывает ограничения на стоимость новой техники: будь то 150 тысяч, будь то полтора миллиона. 

– Теоретически программа утилизации автомобилей для нас выгодна, так как позволяет увеличить продажи, – рассуждает маркетолог автосалона Андрей Цай. – Осталось только проверить ее в действии. 

– Участие Ярославской области в программе – очень хорошая новость, – выражает осторожный оптимизм и председатель ЯРОО «Ярославский союз автомобилистов» Сергей Терехин. – Сначала я сомневался в том, что у нас есть люди, желающие обменять свой автомобиль на новый с компенсацией в 50 тысяч. Но затем понял, что таковых немало. Другое дело, насколько быстро заработает программа и сколько участников захотят ею воспользоваться. 

Даст ли программа прогнозируемый эффект – оживление авторынка, пока неизвестно. За 9 месяцев Минпромторг рассчитывает обменять 200 тысяч старых автомобилей на новые, и, по всей вероятности, эти показатели будут достигнуты. Но все-таки для страны, еще два года назад продававшей по 2,5 миллиона автомобилей в год, этого маловато. 

Из «копейки» – в «Калину» 

Скептиков у программы не меньше, чем оптимистов. Многих не устраивает сумма выплаты за утилизацию. Допустим, 47 тысяч рублей в доплату к новой «Калине», которая стоит 256 тысяч, – солидная прибавка. Но для Ford Focus, чья базовая стоимость составляет 439 тысяч, бонус уже малозаметен, а для собираемого в Калуге кроссовера Volkswagen Tiguan за 1 миллион – и вовсе в пределах статистической погрешности. В других странах сумма компенсации чаще всего колебалась у отметки 3500 долларов или 115 тысяч рублей. 

Впрочем, вряд ли вчерашние владельцы «копеек» и «шестерок» смогут пересесть на иномарки – пусть даже и получив компенсацию. Уже сейчас очевидно, что от программы выиграют производители автомобилей ценой до 400–500 тысяч рублей. Действительно, купить ВАЗ-2105 за 98 тысяч (145000 минус компенсация) вполне заманчиво. 

Другое основание для скептицизма – сложная схема получения денег. Дилеры опасаются, что субсидии будут выделяться им не каждый месяц, как запланировано, а с опозданием. 

– Получается, мы будем кредитовать и правительство, и производителей? – рассуждают в автосалонах. 

Впрочем, сроки будут проверены уже в первые два-три месяца реализации программы. А потом схема наверняка будет скорректирована, как это произошло с прошлогодним субсидированием автокредитов. По словам сотрудников одного из ярославских банков, спрос значительно вырос лишь после того, как был поднят ценовой потолок на машины, подпадающие под программу, – с 350 до 600 тысяч рублей. 

Наконец, оставляют сомнения срок реализации программы и выделенные средства: 10 миллиардов рублей на период с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Дилеры уже сейчас говорят, что лимит финансирования может быть исчерпан летом, и высказывают пожелание продлить программу. 

Было бы наивно предполагать, что эксперимент радикально изменит ситуацию с нашим автопарком. Он все равно останется очень старым. Для того чтобы автохлама было меньше, требуются годы и, возможно, большие компенсации. Еще бы дороги подтянуть, а то так и придется ездить на новой машине по старым колдобинам. 

Автомобили, которые можно купить взамен сданных в утиль 
ГАЗ: 2217, 2310, 2705, 2752, 3221, 3302, Volga Siber 
Иж: 2717 
LADA: весь модельный ряд 
УАЗ: 2206, 2360, 3303, 3741, 3909, 3962, Hunter, Patriot, Pickup 
Chevrolet: Niva, Captiva, Cruze 
Fiat: Albea, Doblo, Ducato, Linea 
Ford: Focus, Mondeo 
Hyundai: Accent, Santa Fe, Sonata 
ISUZU: NLR85 
KIA: Spectra, Sorento 
Nissan: Teana, X-Trail 
Opel: Antara, Astra 
Renault: Logan, Sandero 
Skoda: Fabia, Octavia 
Ssang Yong: Actyon, Kyron, Rexton 
Toyota: Camry 
Volkswagen: Tiguan 

Ярославские "утилизаторы" 
ООО "Арт-Маркет" (Ярославль, ул. 2-я Портовая, 1) 
ООО "Макси-Скрап" (Ярославль", ул. Полушкина роща, 16) 
ОАО "Вторцветмет" (Ярославль, ул. Выставочная, 8) 

Андрей БАРКОВСКИЙ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе