Больной вопрос

Можно получить медицинскую помощь быстро, но платно, или потерять время в бесконечных очередях

Одна из современных примет звучит так: пришел к врачу после 9 утра – полдня потратил. А не желаешь – вставай ни свет ни заря и занимай очередь.

Не вышло записаться? Пожалуйста. Касса и прейскурант цен на услуги – обязательное приложение к любой больнице города.

Кабинет терапевта – очередь, сдать анализы – очередь, прием узкого специалиста – очередь такая, что сегодня точно не попасть, а скорее всего, и через неделю проблематично будет. Это если бесплатно. А через кассу скорость решения воистину наболевшего вопроса заметно увеличивается. Потому многие из нас уже целенаправленно идут сразу от гардероба к спецокошечку – оплачивать свое бесценное время. А то выяснится, что явочка к нужному специалисту хоть и есть, да вот только через месяц. А если сердце пошаливает? Каждый ли может похвастать стальными нервами, чтоб с такой проблемой этот месяц выдержать?

Впрочем, программа государственных гарантий для населения провозглашает именно такой срок ожидания консультативной медицинской помощи. Как максимальный, конечно же. Но это по полису, а не в часы платного приема.

Кто поймет пациентов?

Врачи на эту тему говорят крайне неохотно, если говорят вообще, и просят ни имен, ни явок, ни паролей не выдавать. Согласно действующему законодательству, платить надо, если вы обратились за плановой медицинской помощью, но очередь стоять не собираетесь. Правда, здесь есть один нюанс – наличие вашего письменного отказа от ожидания. К тому же оплатить придется и все медикаменты, необходимые для оказания медицинской помощи, если они выходят за рамки территориальной программы государственных гарантий. И это еще не все. Если не направил терапевт к специалисту, не нашел медицинских показаний – будьте любезны раскошелиться. Хотите полежать в больнице спокойно и с комфортом, а не на койке в общей палате? То же самое. Есть желание получить помощь прямо дома, не выходя в больницу? Повторяем акробатический этюд с доставанием кошелька и отсчитыванием энной суммы денег.

Мнение

– В районах очередей нет, – говорит Ирина ГРУЗДЕВА, первый заместитель директора Департамента здравоохранения области, – все проблемы в данном случае сосредотачиваются в городе. Ситуацию же мы считаем неправильной. Таких очередей быть не должно. И если человек обратился, допустим, с сердечными болями к специалисту, он должен попасть тут же, в тот же день, без талончиков, очередей и денежных затрат, ибо подобная ситуация требует оказания срочной, экстренной медицинской помощи. В противном случае права пациента грубо нарушаются.


Не платите:

пока вы не убедитесь, что медицинская услуга не может быть предоставлена вам бесплатно ( по полису);

пока вы не убедитесь, что данная медицинская услуга разрешена медицинскому учреждению на платной основе вышестоящим органом управления здравоохранением. Перечень разрешенных платных услуг должен быть размещен на информационном стенде!

пока вы не изучили договор на платную услугу;

за внеочередное обслуживание, если вы письменно не отказались от получения услуги бесплатно по существующей очереди.

Не платите никогда:

– при оказании экстренной медицинской помощи, острых внезапных заболеваниях, состояниях;

– если не оформляются необходимые документы (договор, квитанция, чек).


«Мы не уголь грузим, мы людей лечим!»

Так откуда же берутся эти нескончаемые очереди? В чем причина их образования и есть ли решение проблемы?

На эти вопросы «КР» ответил главный врач областной больницы Олег БЕЛОКОПЫТОВ.

Есть государственные заказы, которые каждое лечебное учреждение утверждает в департаменте здравоохранения. Строятся эти заказы на объективных данных о мощности данного лечебно-профилактического учреждения. На каждое заболевание есть свои стандарты лечения по срокам, по времени, по медикаментам и т.д. Государственный заказ, естественно, ограничен. Мы не стахановцы, мы не уголь грузим, а людей лечим. Если спрос на лечение превышает наши возможности, то формируется та самая очередность на госпитализацию или консультацию специалиста. Это касается плановой медицинской помощи, то есть той, что не повлияет на жизнь человека. Существуют общероссийские стандарты ожидания. Соответственно с ними и выстраивается запись. Каждый врач работает определенное количество часов в течение дня, у него определенные нормативы на прием одного человека. Если желающих больше, чем врач может принять, получается очередь. Это не только в России, но и за рубежом. Очереди связаны и с отсутствием узких специалистов в поликлиниках. Это общероссийская проблема подготовки кадров.

Что же касается платного лечения, то есть такие люди, которые ничего не хотят ждать, которым надо вот все и сию же минуту. Ну, ради бога. Предоставляем мы такую услугу. Но такого, чтобы «вот я заплатил и пошел без очереди», у нас нет. Врач все равно обязан принять столько, сколько обязан, потом он принимает платных пациентов. Если человек идет на прием платно, то он должен посмотреть у кабинета часы платного приема. Но если у врача освободилось место в очереди, он, конечно, примет пациента. Услуги, которых в госзаказе нет, тоже могут оказываться на платной основе.

Анна Поваго

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе