Чего хотят люди?

Съездил я посмотреть на Кириенко. Ведь это он, например, мог бы быть главой нашей либеральной партии. А вовсе не Прохоров. И Белых мог бы быть. И Кудрин… И Чиркунов… Да мало ли кто. Кириенко прекрасно выглядит. Совершенно не стареет. Всякий раз, когда я оказываюсь на каком-нибудь конгрессе отраслевиков, я задумываюсь вот о каком парадоксе: одновременно существуют два плана нашего социально-общественного существования. В одном у нас – протест, надо рвать бюллетени, «система гниет» и т.д. И ты видишь целый пласт людей, которые этим охвачены. Но здесь же – другие массивы людей.

Вот, например, они собрались на всемирный конгресс по изотопам. И вот, допустим, Кириенко. Он, несомненно, сторонник свобод и честных выборов, он – рыночник и т.д. Волей судьбы он оказался главой Росатома. И в настоящий момент он развивает изотопную медицину. И он имеет дело с совсем другим пластом социальности. Цепочка этого «вовлечения» такова: 2 млн. людей больны раком, рак в России не диагностируется на ранней фазе – потому что нет оборудования – а оборудование это вот те самые космически выглядящие томографы, в которые пациент заезжает всем своим тельцем ( мы это часто видим в кино)… В США этих изотопных томографов 2 тысячи, а в России всего – 7. И вот Кириенко рассказывает, что он заключил контракт с Филиппсом, что Росатом открывает новое производство молибдена для этих томографов, что Филиппс передаст нам технологии сборки эти диагностических машин. И т.д. и т.п.

И во все это вовлечены тысячи и тысячи людей – атомщики, инженеры, врачи (которых надо переучивать), больные, которые хотят диагностироваться до того, как умрут… То есть даже не тысячи, а миллионы людей. В эти же дни по ТВ показывали, как Путин открывает Северный поток. Показывали очень плохо, непрофессионально. Акцент был сделан на том, что Путин и Шредер жадно пьют пиво. Хотя какая-нибудь All Planet гораздо лучше показала бы как тысячи и тысячи крепких, опытных и хорошо зарабатывающих мужчин кладут трубопровод по дну Балтики, используя сложную технику. В общем, это можно показать без лизоблюдства и «пропаганды». Показать так, чтобы было видно – это ведь колоссальная социальная вещь: это рабочие места, зарплаты, это квалифицированные люди. У них семьи. В семьях растут дети. Отцы этих детей протянули новую нитку. В общем, они могут гордиться своими отцами… При том, что эти русские парни работают уже не в каких-то там «тоталитарных шарашках», а в транснациональных коллективах, бок о бок с такими же парнями из европейских кампаний…


А я очень сентиментальный человек. Пока я слушал пресс-конференцию Кириенко про изотопы и про томографы ранней диагностики, я вспоминал, как по журналистским делам заехал однажды в областной город Б. и там познакомился с врач-маммологом, хирургом. А он такой тихий, интеллигентный человек. Я его спросил: «Вас вообще-то тут кто-нибудь знает?». Он мне ответил: «Я тут оперирую 25 лет. Отрезал уже 3 тысячи сисек. Меня тут знает каждая семья». И, действительно, вскоре выяснилось, что с ним тут здороваются на улице все – и отрезанные сиськи, и – тем более - спасенные…


К чему я веду? К теме, которая меня очень занимает. К когнитивному диссонансу, который возникает при попытках понять, как реально стратифицировано наше общество и чего на самом деле хотят люди. На этом кириенковском конгрессе разговорился с одним врачом. Понятно, что у него существует такой критический ментальный план: оборудования нет, людей нет, медицина в пролете, кругом – одна говорильня. И это все проецируется на власть вообще, на все государственное устройство. А с другой стороны, он приехал сюда потому что он уже работает на одном из томографов (ценой в 53 млн.рублей!) и теперь готовится пользоваться томографом Филиппса… И он это дело, конечно, освоит. То есть это – «передовой», укоренный и в жизни и в профессии человек. А над ним – в этой стратификации – нависает Кириенко. Который – хотя и «либерал» - но в данный момент ему нужно запустить линию по производство молибдена, из которого и делают эти медицинские изотопы. Без которых не будут работать томографы. Да и, к тому же эти изотопы можно продавать и за рубеж. Это – экспорт. На них есть спрос. Контракты уже заключены…


У Кириенко – изотопы, у Прохорова – е-мобиль, у Кудрина – спасение финансовой системы в условиях мировой нестабильности. И губернатор Белых на днях написал в блоге, что у него планы работы по области разверстаны на каждый день до 2014 года… А у Миллера теперь - Южный поток. И у Чубайса какие-то грандиозные планы. Есть какой блогер-патриот, - забыл его фамилию, - который дотошно собирает каждый день сведения о новых запущенных производственных линия, о портах и нефтепроводах и проч. Он это делает в назидание политической оппозиции. Мол, ничего не рушится, не гибнет. А только высится и растет. Статья «Росатом» в википедии поражает воображение. Это гигантская машина. Написано, что 275 тыс. чел. в нем работают. А если представить себе еще и тех, кто что-нибудь копает по контрактам с Росатомом, чем-нибудь торгует в закрытых городках – то это миллион людей. А если с семьями? Причем, каждый из них в рамках своей жизненной стратегии – отдельный самостоятельный человек. Он получил образование, у него – высокая квалификация. Он собирается и дальше тут работать. Каждый приноровлен к жизни на своем месте – растут дети, надо платить за их образование, отправлять в большие города… И можно снять прекрасный документальный фильм о том, как достойные люди создают и запускают какое-нибудь новый молибденовый завод…


Но если изменить оптику – то перед нами Росатом. Один из столпов путиномики. Ведь это они – Путин и его парни - затеяли еще в начале нулевых, потом долго собирали в кучку предприятия. И только к 2007 году возникла мегакорпорация. Десять таких корпораций – и это можно сказать «половина всей России». Если окинуть взглядом всю панораму: то вот на карте есть и корпорация «Чечня». Такая же примерно, как Росатом. То же – один из столпов «системы благословенных нулевых»… Оттуда тоже часто приезжают восторженные журналисты, изумленные масштабом благоустройства…


И тут задумаешься: а миллионам людей, участвующих в этих «достижениях народного хозяйства», нужны какие-то «выборы губернатора»? или «политическая модернизация»? или вообще то «политическое меню», которое предлагают им все политические партии РФ вместе взятые? Понятно, что люди – чего-то хотят. Но того ли?.. Проблема в том, что Господь слышит только искренние молитвы. Например, молились, чтобы исполком дал квартиру. Но исполком не дал. Зато вместо этого умерла бабушка… (Поскольку бабушка, действительно, всем очень мешала)…


Социология дает очень слабые представления об этих «молитвах». Часто пишут по опросам у нас 20% - «либералы». Строго говоря, это просто те, кто слово «свобода» поставил первым среди других подобных слов, заполняя табличку опроса. Но что они имели в виду при виде слова «свобода» в опросном листе? Nobody knows. И вот что интересно. Социологический центр ЦИРКОН, как следует вот отсюда, при последнем опросе на тему «ожидания населения в отношении власти» обратил внимание на то, что процент тех, кто не противопоставляет «свободу» и «справедливость» (как жизненные ценности) – растет. То есть раньше было жестче: либо свобода (т.е. «угар либерализма»), либо «справедливость» («раздача слонов», доброе государство, расстрелы коррупционеров и т.д.). Мировоззренчески это сильно распадалось на два лагеря по итогам крушения СССР. И вот теперь, похоже, видна в социологических цифрах другая тенденция, пусть и слабо пока. Возможно, это просто выросло постсоветское поколение, которое более адекватно понимает, что такое свобода, что такое справедливость и как они совмещаются «два в одном»…


Александр Морозов


Russian Journal

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе