Драйв реформ

В нынешних попытках модернизации не чувствуется никакого энтузиазма

Если общество не заряжено на успех предлагаемых ему преобразований, то и надеяться на него не стоит.

В 2010 году один из социологических опросов Левада-центра показал очень интересный результат: быстрое и решительное завершение начатых преобразований поддерживают только 13% респондентов. И это на фоне явно популистской политики последних лет?! Это плохой результат, очень плохой. С таким-то результатом надо всерьез задуматься о том, почему «вдруг» так получилось.

Вспоминаю вторую половину 80-х годов прошлого столетия. Перестройка! Ускорение! Гласность! Это потом скептицизма стало больше. А сначала был энтузиазм. Да-да, можно и такое подзабытое сегодня слово употребить. Даже эйфория определенная, что ли.

Это ведь факт, что экономика страны, сползшая на нулевые темпы роста к середине 80-х, только благодаря энергетике провозглашенных реформ показала в 1985–1986 гг. совсем неплохие результаты (экономический рост составил 3–4% годовых).

Однако предотвратить полномасштабный кризис командно-плановой экономики, исчерпанность потенциала которой к концу 1980-х годов становилась все более очевидной, было все-таки невозможно. Да к тому же и мировые цены на нефть так некстати упали.

Но сначала был драйв, настоящий драйв реформ.

Сама атмосфера первых лет перестройки будила экономическую мысль, зажигала энтузиазмом. Вспоминаю экономические конференции второй половины 80-х годов на родном экономфаке МГУ им. М. В. Ломоносова. Участники этих мероприятий действительно хотели осмыслить происходящее, верили, что, пусть и «в рамках социалистического выбора», многое можно и нужно сделать для успеха реформ. Конференции не могли вместить всех желающих. Люди стояли, сидели в проходах больших конференц-залов. Внимали каждому слову, которое с трибун произносили Гавриил Попов, Абел Аганбегян, Геворк Егиазарян, Николай Шмелев и другие.

Да, это потом и достаточно быстро выяснилось, что в рамках того самого «социалистического выбора» подправить систему уже невозможно. Надо двигаться дальше. И страна двинулась, решившись на политические преобразования.

Но сейчас речь о том, сколь важен был драйв реформ, который, безусловно, присутствовал.

Ничего подобного не наблюдается сегодня.

Ну да, руководители государства произносят какие-то там правильные слова: «свобода лучше, чем несвобода» – это из раннего, «свободу нельзя откладывать на потом» – это из свеженького. И как? Цепляет? Трогает? Только честно. Нет, ничего и в помине нет.

Успех реформ в огромной степени зависит от их проработанности, научной обоснованности. Значит, важна эффективная работа экспертного сообщества.

Нынешнее высокопоставленное чиновничество вроде бы признает, что надо и «яйцеголовых» слушать. Выборочно, правда, слушать. Сегодня, к примеру, идет работа по подготовке новой редакции программы социально-экономического развития России на период до 2020 года (так называемой «Стратегии-2020»). Создали 21 рабочую экспертную группу. В каждой из таких рабочих групп записано от 30 до 50 человек. В общем, масштаб впечатляет. Не учли одного – какова будет самоотдача записанных в состав рабочих групп. Меня вот тоже записали минимум в две такие группы. Но вот ведь какое дело: горячего желания поработать в них нет и в помине. Сужу по себе и по настроению некоторых своих коллег.

Рискну сделать и обобщенную, так сказать, оценку: в целом я не наблюдаю у экспертного сообщества какого-то там энтузиазма. Драйв? О чем вы? Об этом и говорить не приходится. Кто-то участвует, потому что прикормлен властью, кто-то – потому что уж больно уважаемые коллеги попросили, а отказаться трудно, кто-то (допустим и такое) питает еще какие-то там надежды на самореализацию. Но в целом никакого энтузиазма. А ведь это творческая работа, в которой если тебя ничего, по большому счету, не трогает, ничего хорошего и не будет.

Экспертное сообщество, конечно, далеко не все общество. Однако, согласитесь, очень важная часть его с точки зрения достижения успеха провозглашенных реформ.

Есть, естественно, у этого сообщества свои причины для отсутствия драйва. Когда долгие последние годы те же экономические власти демонстрировали, что независимая экономическая аналитика им совершенно не нужна, когда дело доходило до того, что на больших конференциях некоторым представителям профессионального сообщества просто не давали слова, что вы тогда сегодня хотите от экспертов? Теперь вы не нужны таким экспертам.

Но существуют, разумеется, и общие причины того, почему в обществе нет драйва реформ, без которого успех последних невозможен. Во-первых, чтобы был хоть какой-то энтузиазм, необходимо, извините за банальность, чтобы дела не расходились со словами.

Когда, к примеру, долго и много говорят о необходимости решения проблемы коррупции, а зараза эта только еще больше распространяется (по собственному же признанию властей!), то встает естественный вопрос: это как же так можно бороться?! Во-вторых, когда власти слышат только то, что хотят слышать, когда информационное и политическое поля зачистили практически «под ноль», никакой надежды быть по-настоящему услышанными нет. В-третьих, пропадает заряженность на успех и в том случае, когда обществу предлагаются просто неверные по существу реформы. Пример: построение инновационной экономики с помощью иннограда Сколково, «Е-мобиля», светодиодных лампочек и т. п. Причем преподносится это в том числе и так: типа, попробуем, может, что и получится. Ну да, попробуют. Так попробуют, что потом долго будем вздрагивать, когда будем слышать: «модернизация», «инновации» и т. п. Согласитесь, трудно зарядиться энтузиазмом, когда понимаешь, что предлагаемое неверно по существу.

В-четвертых, убивают энтузиазм и неоправданные шаги властей с претензией на оригинальность, когда мнение большинства явно игнорируется. Яркий тому пример – переименование милиции в полицию. Какой уж тут драйв, если обществу власти явно показывают: вы можете думать как угодно, предлагать что угодно, но мы сделаем все равно по-своему. По принципу «что хочу, то и ворочу». Власти даже не понимают, что это плохо, когда реформы начинают ассоциироваться исключительно с подобными оригинальностями. Содержательное наполнение реформ, даже если оно и есть, уходит на задний план.

Так что же получается, совсем уж никто не испытывает энтузиазма от сегодняшних попыток реформ? Нет, конечно. У тех, к примеру, кто имеет шансы подзаработать, отщипнув или оторвав по полной от бюджетного пирога, у них определенный энтузиазм наблюдается. Но это не тот энтузиазм, который ведет к успеху реформ. Скорее наоборот.

Не будем забывать и об упомянутых выше 13% населения, которые выступают за быстрое и решительное завершение начатых преобразований. Когда нет драйва, нет в обществе заряженности на успех – ничего не получится. Время веры на слово прошло. Психология, понимаешь...

Игорь Николаев

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе