Господин Потребитель

Сегодня, когда некогда романтичные писатели, создавшие НИИЧАВО, дона Румату и Максима Камерера, вдруг начинают благословлять то, то раньше, вроде бы, проклинали, мне захотелось поговорить о благословляемом.

-- Покупатель всегда прав! – гордо заявляет современный человек, хлопая кулаком по прилавку и требуя признать его правоту на том простом основании, что он Царь Мира и вершина эволюции – господин Потребитель. Господин Потребитель – существо совершенное, лишённое каких-либо недостатков хотя бы на том основании, что его недостатки (и даже грехи) пусть ещё не официально, но благожелательным умолчанием признаны достоинствами или, в крайнем случае, свойствами сложной и многогранной человеческой натуры.

Мир Потребления является наиболее подходящим для жизни
и наименее жестоким по отношению к своим обитателям.
И «серые бригады и колонны» как раз из этого мира
не выходят никогда, ибо на знамени его начертано:
«Пусть будет весело и ни о чем не надо думать!»

Борис Стругацкий

Сегодня, когда некогда романтичные писатели, создавшие НИИЧАВО, дона Румату и Максима Камерера, вдруг начинают благословлять то, то раньше, вроде бы, проклинали, мне захотелось поговорить о благословляемом.

-- Покупатель всегда прав! – гордо заявляет современный человек, хлопая кулаком по прилавку и требуя признать его правоту на том простом основании, что он Царь Мира и вершина эволюции – господин Потребитель. Господин Потребитель – существо совершенное, лишённое каких-либо недостатков хотя бы на том основании, что его недостатки (и даже грехи) пусть ещё не официально, но благожелательным умолчанием признаны достоинствами или, в крайнем случае, свойствами сложной и многогранной человеческой натуры.

Почему бы, например, не легализовать наркотики? Это дело исключительно взрослого человека – быть или не быть ему наркоманом. То же самое и относительно проституции. Кому какое дело, что делают два взрослых (или почти взрослых) человека друг с другом по обоюдному согласию? Какая разница, какая цепочка бытовых ужасов привела предлагающего услугу к Его Величеству Потребителю? Какая Сонечка Мармеладова? О чём вы? Ах, Достоевский…. Но он, простите, не пользуется спросом у Потребителя. Так что окружающие просто не в курсе, о чём вы.

Эвтаназия. Трансплантация.

На самом деле и это всё далеко не предел. У потребления есть один закон: потреблять можно всё. Потому что спрос рождает предложение и наоборот.

Общество, в котором во главу угла ставится потребление, неизбежно превратится в ад, где нет места ничему, кроме круговорота потребления.

Естественно, меня сейчас попробуют обидеть и обвинить в ненависти к Человечеству, стремлении отобрать у людей всё самое эргономичное и отправить всех на Беломорканал.

Это не так.

Потребление – прекрасная вещь. До тех пор, пока оно занимает своё место среди других базовых потребностей, а не становится на место идеологии. Потому что в этом случае результат получается примерно такой же, как если бы выбегалловскому кадавру доверили место Януса Полуэктовича. Всё должно находиться на своем месте, и именно в этом разгадка тоски старших поколений по Обществу Потребления.

Их можно понять: ведь именно на их глазах те, кто громче всех кричал о своем служении обществу, Родине и Человечеству, кто поощрял их на написание прекрасных книг, на поездки на БАМ, на стройотрядовскую романтику, неожиданно присвоили себе то, что строилось всеми, окружили себя кирпичными или коваными заборами на Рублевке, залезли за этими заборами в особняки и делают вид, что ничего до этого момента в их жизни не происходило.

Они сидят внутри, за этими заборами и потребляют всё, что хотят, – включая (но не ограничиваясь) пресловутыми обещанными всем сотнями сортов колбасы.

Как же так? А я? – спрашивало у каменного забора старшее поколение, только что певшее про бескорыстие по приказу скрывшегося за забором. Забор не отвечал. Но было видно, что за забором кому-то хорошо намного больше, чем спрашивающему.

Обидно, но с чего быть иначе?

Однако проблема этим не исчерпывается. Не только пафосные интеллигенты всё сильнее вожделеют Общества Потребления. Его же вожделеют и технические интеллигенты, и военные, и учителя, и милиционеры, и много кто ещё.

Почему они это делают?

Легче всего обвинить этих людей в духовном родстве с творческой интеллигенцией – то есть в легкой деградации на фоне тяжкого инфантилизма. Но это было бы совершенно несправедливо. Хотя бы по отношению к милиционерам.

Проблема не только в инфантилизме и дебилизме. Проблема в том, что иерархия потребления в нашем (именно нашем) обществе – инвертирована. Причем инвертирована самым карикатурным образом.

Где ещё, в каком обществе, кроме постсоветского, вы можете найти профессора высшей математики с окладом меньше, чем у ларёчника?

Где еще площади НИИ сдаются в аренду торговцам унитазами?

Где генерал милиции получает столько же, сколько клерк среднего уровня в коммерческой конторе по торговле теми же унитазами? И намного меньше, чем руководитель этого клерка?

Когда глядишь на общество с подобной иерархией потребления, возникает ощущение, что у мутанта поменяли местами голову и жопу. И голова постоянно приносится в жертву жопе. Ибо такое уважение к торговцам унитазами за счёт уважения к НИИ и милиции более ничем объяснить нельзя.

-- Покупатель всегда прав! – говорит покупатель и, выходя из магазина, узнаёт, что его продали милиция, чиновники и учёные.

«ОДНАКО»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе