Как вдохнуть жизнь в свою малую родину?

Запустение малых городов и целых провинций — проблема не только российская, но и общемировая.


Пандемия, политическая изоляция и энтузиазм местных властей и обыкновенных жителей могут вдохнуть в них новую жизнь.


Название села Смеловка в Cаратовской области когда-то мало о чем говорило любителю поездок по России. Но теперь оно стало местом популярного туристического маршрута. Произошло это благодаря 60-летию полета первого космонавта Юрия Гагарина, который приземлился в окрестностях Смеловки и Подгорного. Теперь здесь будет Парк покорителей космоса.

За 108 минут, это время пребывания Гагарина в космосе, можно будет пройти весь маршрут и прочитать на плитах отрывки из знаменитых переговоров первого космонавта с Землей. Парк торжественно открыл президент Владимир Путин, и здесь уже успели сыграть первую свадьбу. Этот музейный и туристический комплекс с «хипстерскими» велодорожками и тысячью посаженных деревьев, над сооружением которого работали и российские, и западные архитекторы, обещает стать настоящим магнитом для туристов.

Закрытие границ из-за пандемии подхлестнуло внутренний туризм, и речь не только о популярных направлениях, таких как Крым и Сочи, но и индивидуальных туристических поездках в малые и средние города России. Фотографии поездок по стране охотно публикуют у себя на страницах как обычные путешественники, так и известные люди. Например, в прошлом году в самый разгар пандемии Ростов Великий и Переславль-Залесский вместе с супругой посетил музыкант Андрей Макаревич. «Отреставрированные, чистые, ухоженные провинциальные городки» — так в социальных сетях охарактеризовал их известный своим скептицизмом певец.

Макаревич признался «Культуре», что старается не посещать одно место дважды, потому что «жизнь слишком коротка», но говорит, что в советские времена все-таки неоднократно ездил в Карелию. «Она была заброшенной, и в этом было какое-то очарование», — говорит он.



СОЦСЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ

В «заброшенности» и «графских развалинах» малых и средних городов России, несомненно, есть свое очарование, и на странице НКО «Фонд развития малых исторических городов» можно найти немало восхищенных отзывов о поездках по небольшим городам России. «Считаю себя если не знатоком, то хотя бы «уверенным юзером» нижегородской земли, но мне даже в голову не приходило заглянуть в этот южный город-спутник Нижнего. А там — мама дорогая! — целый заповедник неубитой, цельной, красивой купеческой застройки рубежа веков», — пишет о поездке в Богородск один из авторов паблика Алексей Новоселов.

Однако сами по себе эти красоты и заповедники, разумеется, не достучатся до массового туриста. Таким местам нужна грамотная работа по обработке имеющихся достопримечательностей и их продвижению.

Директор компании «Конкретика» Надежда Макатрова, которая профессионально занимается брендингом городов, говорит «Культуре», что огромным подспорьем для небольших мест становятся социальные сети, и за этим будущее. «Будущее за теми, кто грамотно работает на продвижение в соцсетях, занимается таргетингом целевой аудитории; они смогут добиться прорывов, и это дает хороший шанс». Макатрова знает, о чем говорит, так как многие годы, помогая улучшить туристическую привлекательность небольших городов, работает с их администрациями. Среди ее проектов работа в рязанском Касимове, и рекомендации по разработке концепции парка русской архитектуры в городе Переславль-Залесский Ярославской области.

«Русский парк», созданный в Переславле на средства предпринимателя Сергея Ефименко, — это одновременно парк и музейный комплекс. Там находится сразу несколько музеев: от музея истории русской куклы «Петрушка» до экспозиции с интригующим названием «Что изобрели русские первыми в мире». Она насчитывает более 200 изобретений русской инженерной и конструкторской мысли. «...Тема русских изобретений меня по-настоящему заинтересовала, ведь наши предки совершили множество открытий мирового масштаба. К сожалению, многие об этом не знают», — рассказал предприниматель в интервью для книги Макатровой «Как развивать туризм в России. Диалоги с практиками».



ГОРОДА ВЕЗУЧИЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Среди списка проектов, с которыми работала Макатрова, много и других примеров развития современного облика старинных русских городов, правда, не все они могут быть историей успеха. С грустью в голосе Макатрова вспоминает Таганрог, родину писателя Антона Чехова. «Город, в который я влюбилась с первого взгляда, арт-курорт на Азовском море. Мне кажется, что он абсолютно недооценен на туристическом рынке. Хорошо бы, чтобы нашелся добрый человек, вложил в него деньги, помыл, и это была бы жемчужина».

Макатрова рассказывает, что идея «арт-курорта» понравилась местной администрации, однако вскоре в городе произошла смена власти, и прежние планы были перечеркнуты. «У многих городов нет преемственности в работе по брендингу, и это больная тема».

А вот Зарайску в Московской области значительно больше повезло с администрацией и местными энтузиастами, он смог найти свое лицо. В советские времена его знали благодаря обувной фабрике, выпускавшей убогую продукцию, а сегодня Зарайск — популярный город «выходного дня». Недавно Зарайск стал одним из пяти подмосковных городов, вышедших в финал общероссийского конкурса «Мастера гостеприимства».

В городе есть что посмотреть. Здесь находится древний кремль, построенный по приказанию Василия III; водонапорная башня со смотровой площадкой — памятник архитектуры начала XX века; расположенный в 20 километрах от Зарайска музей-усадьба Федора Достоевского; православная святыня «Белый колодец». Социальные сети полны восторженных постов о путешествии в Зарайск и живописных городских фотографий. «Можно приехать сюда в выходной и посмотреть, какими были бы российские города, если бы люди не стремились непременно уехать в областной центр или столицу, а жили там, где родились», — писал о нем фотограф и блогер, современный «дядя Гиляй» cоцсетей Илья Варламов.

К раскрутке Зарайска приложила немало сил местная администрация. По ее поручению еще в 2016 году был разработан бренд VisitZaraysk, символом которого стала одна из башен местного кремля. Для продвижения города был создан Центр развития туризма, инфраструктуры и инвестиций Зарайского муниципального района.

Не меньшей популярностью у туристов выходного дня пользуется и подмосковная Коломна, где тоже есть красивый древний кремль, музей «Калачная», где делают калачи, а в соседнем магазине можно купить знаменитую коломенскую пастилу. Еще одно популярное место в городе, арт-пространство «Коммуналка». Этот музей типичной советской коммунальной квартиры связан с именем жившего некоторое время в Коломне писателя Венедикта Ерофеева.

Моногородам свое лицо искать сложнее, многие из них по-прежнему кажутся застывшими, как мухи в янтаре, закрывшиеся предприятия будто полностью высосали из них жизнь. Но есть и удачные примеры, такие как расположенный в Ставропольском крае город Невинномысск.

Недавно он вновь попал в рейтинг Фонда развития моногородов группы ВЭБ.РФ. В топ-рейтинг попадают города, которые показывают высокий уровень социально-экономического развития. Здесь и качество жизни, привлечение новых жителей, состояние инфраструктуры. О том, что ситуация здесь улучшилась, говорят и цифры. Консолидируемые доходы городского бюджета в 2019 году выросли на 46% и составили 4 миллиарда рублей. Новый облик города удалось создать благодаря энергичному мэру Михаилу Миненкову.



МИРОВОЙ ОПЫТ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

Искать новое лицо города для привлечения туристов — не только российская проблема. Подобных примеров немало и в Европе. В 2019 году Национальный совет по туризму ФРГ начал программу «Летние города Германии», цель которой увеличить поток гостей в малоизвестные немецкие города.

Изменение же концепции небольшого британского городка Гейнсборо в графстве Линкольншир помогло привлечь в него не только туристов, но и переселенцев из других мест. За прошедшие пять лет местным властям многое удалось сделать. Разработка нового образа города смогла привлечь туристов и путешественников, были отремонтированы многие исторические здания, открыты новые туристические места. Это помогло привлечь больше туристов в город, и графство Линкольншир увеличило поток посетителей уже в 2018 году на 7 процентов.

«Роль малых городов и поселений была в значительной степени подорвана ростом мобильности, субурбанизацией и глобализацией экономики. Эти факторы создали проблемы, поскольку превратили эти яркие сообщества в плотные жилые районы, которые мало что могли предложить. Конечным результатом были заброшенные производственные мощности и падающая стоимость жилья», — говорит «Культуре» мэр небольшого американского городка Маунт-Джой в штате Пенсильвания Тим Брэдли.

Одна из «фишек», которая привлекает сегодня туристов в город c населением в 9000 жителей, — сохраняющая традиционный уклад религиозная община «амишей». В их домах по-прежнему нет электричества, они также предпочитают лошадей автомобилям. Недавно в городе, следуя общему тренду, перепрофилировали старую железную дорогу в велосипедный маршрут. «Этот проект привлек приток посетителей и поддержал местную экономику», — рассказывает мэр, сам заядлый велосипедист.

Сегодня, когда после пандемии люди во всем мире обращают внимание на возможность удаленной работы в малых городах, местным властям приходится «крутить педали» активнее. Места, где приземлился Гагарин, есть не в каждом городе, но вот сказать «Поехали!» и вдохнуть жизнь в свою малую родину могут многие.

Автор
Александр БРАТЕРСКИЙ, публицист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе