Хороший, плохой, босой

Американцу Колтону Харрису-Муру, похоже, не избежать длительного тюремного заключения. Зато он навсегда войдет в историю 

В полпервого ночи 11 июля к охраннику отеля Remora Bay Resort на Багамах подбежал юноша в шортах и темно-синей футболке. «Спасите! Меня хотят убить!»—кричал он, размахивая пистолетом. Охранник, добрая душа, стал его успокаивать. Но вовремя обратил внимание на одну деталь. Нет, не на пистолет. С этим типом без подмоги не справиться, понял он, увидев босые ноги парня. 

В ту же минуту сотрудница гостиницы Анна Вард получила сообщение: незваный гость все-таки прибыл. «Мы уже 72 часа были в напряжении,—рассказывает она Newsweek,—ожидали, что он доберется до нас, раз попал на наш остров». Вард бросилась на помощь охране, на ходу отдавая приказы заглушить моторы на всех катерах. Парню нельзя было дать уйти. 
Увидев подкрепление, юноша попытался убежать. Это вошло у него в привычку: он водил полицию за нос уже девятый год—с тех пор как совершил свою первую кражу. Парень запрыгнул в пришвартованный катер и, обнаружив, что мотор не запускается, перелез в соседний. Тот завелся и начал набирать скорость. Но вдруг наткнулся на мель, сбавил ход и заглох. Молодой человек судорожно попытался завести катер, но подоспевшие полицейские прострелили мотор. В отчаянии юноша приставил пистолет к голове. 

Как и должно быть в правильном боевике, его успели скрутить. Зеваки долго не расходились и гадали: кто этот особо опасный преступник? Ответ пришел вечером. 19-летнего парня звали Колтон Харрис-Мур. В США он больше известен как Босоногий Бандит. 

Спецслужбы заметили Босоногого еще в 2009 году, когда его преступления вышли на федеральный уровень, но плакаты «ФБР разыскивает» с фотографией Харриса-Мура появились только в начале июля. Сейчас в ФБР говорят, что Колтон совершил более 70 преступлений в разных штатах: воровал еду из магазинов, крал деньги с карточек, угонял машины, катера и даже похитил пять частных самолетов. Босоногий взлетал в небо, не имея ни лицензии, ни даже летной школы за плечами. Его последним «рейсом» стал перелет из Индианы на Багамские острова. 

Следующий полет Босоногого откладывается на неопределенное время. В прошлую среду его депортировали в США. «О возможных сроках и условиях заключения говорить еще рано,—заявили Newsweek в офисе прокурора США в Сиэтле.—Дело сложное, ведь преступления он совершал в целом ряде штатов». Процесс может затянуться на долгие месяцы, но, каким бы ни был его результат, ясно одно: Босоногий Бандит прочно занял свое место в пантеоне самых выдающихся преступников Америки, а может, и всего мира. 

НАСТОЯЩИЙ ТЕРРОРИСТ 
Перед тем как начать диалог с Newsweek, Джошуа Фликнер, знавший Харриса-Мура с детства, сообщает: «Я всю неделю раздаю интервью. Мне не хватает времени на работу. Я теряю деньги. Но я не откажусь от разговора, потому что хочу, чтобы слова мои были услышаны: Харрис-Мур никакой не Робин Гуд, а настоящий террорист!» 

Колтон с малых лет вызывал подозрение у окружающих, рассказывает Фликнер. «Когда он заходил в продуктовый магазин моих родителей, я настораживался. Мне не нравилось, как он смотрел на кассиршу. Как бы оценивал: внимательно ли она следит за кассой?»—говорит он и вспоминает, что ему было страшно смотреть в глаза Харрису-Муру: они пугали своей пустотой. 

С животными Колтону было общаться легче. Он их обожал. Например, принялся ухаживать за слепой уткой, которая забрела к нему на участок. А однажды после удачного ограбления заехал в приют для животных и оставил там $100 с запиской: «Проезжал мимо, решил оставить немного денег для зверюшек». 

Харрис-Мур рос без отца в фургоне на колесах. Его мать, как утверждают местные СМИ, всегда чересчур увлекалась алкоголем. «Папы» у мальчика менялись регулярно. Когда ему было девять, погиб его отчим Билл. Мать потом признавалась репортерам, что тогда и «сошла с катушек». Денег дома не было, и Колтон начал потихоньку воровать. «Это я научил его выживать с помощью воровства»,—с гордостью говорил в интервью Everett Herald школьный друг Колтона с красивым именем Харли-Дэвидсон Айронвинг. 

К пятнадцати годам комната мальчика была завалена краденым имуществом: телефонами, ноутбуками, плеерами и другой электроникой. Когда полиция пришла в его дом с повесткой в суд, Харрис-Мур решил бежать. С тех пор лес стал для него ПМЖ. 

Именно тогда за ним закрепилась его кличка. Временами Колтон выходил из леса и шел воровать. «Когда за ним начиналась погоня, он бросался в лес, и полицейские только и видели его сверкающие пятки. Казалось бы, колючки в лесу должны были тормозить его, но нет»,—рассказывает Фликнер. Колтону кличка понравилась. Он даже стал подыгрывать полицейским и нарочно не надевал обувь. «Невыдающихся преступников просто называют по фамилии. Поэтому все пытаются закрепить за собой кличку»,—говорит Джеймс Фокс, специалист по криминалу из Северо-Восточного университета в Бостоне. 

Шериф округа Айланд Каунти Марк Браун признается Newsweek, что намучился с юным Харрисом-Муром. «Этот мальчик—быстрый, изобретательный и знает лес лучше многих. Но что еще важнее—он не играл по правилам». А правила, предписанные шерифу и его команде, сильно затрудняли работу: «Мы же не могли ломиться в чужие дома и проводить допросы с кем попало. Для всего нужны соответствующие бумаги, а это—время». 

В 2007 году Колтона все-таки отловили и отправили в колонию для несовершеннолетних. Там он продемонстрировал прилежное поведение, и его перевели в исправительную школу. Для начала—в изолированный корпус с усиленной охраной. «Он хорошо себя вел, и мы отправили его в менее охраняемый корпус»,—вспоминает Кейтлин, координатор школы. Колтон еще немного «поучился», а в апреле позапрошлого года перескочил через забор и побежал куда глаза глядят. После этого он начал грабить по-крупному. 

Самолеты восхищали Харриса-Мура с детства. Его мать говорила, что Колтон мог часами валяться на газоне и следить за пролетающей техникой, безошибочно определяя модель и даже год выпуска. В графе «профессия» на страничке в социальной сети MySpace Босоногий вписал: «Пилот». Но в школу пилотов он не ходил, а просто скачал программу Microsoft «Имитатор полета» и играл до посинения. И однажды решил, что к полету готов. «До этого так поступили только братья Райт, первые в мире летчики,—восхищается Эрик Гурли, шеф-пилот авиалиний San Juan.—Я не одобряю кражи. Но угон самолета мальчишкой-самоучкой… в этом столько романтики!» 

Первый полет Колтон запланировал на ноябрьское утро 2008 года из аэропорта Оркас в штате Вашингтон. Эрик Гурли, который не раз вылетал из этого аэропорта, предполагает, что бандит ночью пробрался в ангар и залез в один из самолетов. Включив фонарик, он сверялся с инструкцией и исследовал кнопочки—тихо-тихо, чтобы никто не услышал. А перед самым рассветом выехал на дорожку, разогнался и потянул штурвал на себя. 

«Стояла адская погода,—вспоминает Гурли,—ветер—50 миль в час». Вдвое меньше—это предел для пилота. А в то утро самолет так трясло, что ремни должны были впиваться в тело, а содержимое карманов летало по салону. «Так что этот парень чертовски талантлив»,—говорит Гурли. 

Беатрис Вон Тобель, сотрудница аэропорта Оркас, не разделяет его восхищения угонщиком. Харрис-Мур дважды приземлялся в этом аэропорту и оба раза, говорит она, выкатывался с дорожки на траву, повреждая самолет. «Если бы я была его инструктором, я бы зачет не поставила»,—уверена Вон Тобель. О том, что самолет был брошен Босоногим, узнавали только после ДНК-экспертизы. Сам он всегда умел уходить и прятаться. «Там неподалеку пристань,—рассказывает Гурли,—он несколько раз уезжал на чужом катере». 

За годы, проведенные в бегах, Колтон угнал пять самолетов стоимостью от $160 000 до $600 000. В начале июля он понял, что оставаться в Америке опасно, и решил бежать на Багамы. Как и в первый раз, условия полета были очень тяжелыми, считает Гурли. У самой границы архипелага юноше пришлось совсем низко лететь над водой, чтобы не засек патруль. Но посадка получилась смазанной. В самолете сработал аварийный маяк, и американские власти тут же узнали, где он находится. 

ТЫ МОЙ ГЕРОЙ 
На острове Оркас, где Колтон скрывался последние годы, жители ликовали, услышав о его аресте. «Я был на местном рынке, когда по громкоговорителю сообщили, что он пойман»,—рассказывает Newsweek Скотт Ланкастер, владелец магазина строительных товаров. Он говорит, что люди всю неделю заходят поздравить его с хорошей новостью. «Мне чертовски надоело прибегать в три утра в магазин из-за сигнализации. Он у меня слишком много своровал инструментов и денег, чтобы я его идеализировал. И вообще, ему надо радоваться, что его не пристрелили: в последний год даже противники оружия обзавелись на нашем острове ружьями»,—говорит Ланкастер. 

Шериф Марк Браун тоже не скрывает радости. Он уже предвкушает, как будет суммировать все преступления Босоногого Бандита с коллегами из других штатов, чтобы получился максимально возможный срок. Но тех, кто восхищается Харрисом-Муром, похоже, больше. С момента ареста прошло несколько дней, а у него уже целая армия фанатов. В одной только группе Colton Harris-Moore на Facebook—89 000 участников. «Колтон—ты мой герой! Я тоже е**л эти законы»,—пишет один из них. «Товарищи, давайте скинемся, чтобы Колтон мог заказывать в тюремную камеру пиццу, которую так любит»,—предлагает другой. 

Джеймс Фокс из Северо-Восточного университета в Бостоне объясняет причину его популярности. Во-первых, он белый парень, с детским, совсем не преступным лицом. Во-вторых, всех завораживает, как он умеет убегать от полиции. В-третьих, публика потрясена «летным мастерством» Колтона. «Вы бы так не восхищались, если бы он у вас что-то украл»,—возражает шериф Браун. Но Фокс считает, что людям такой герой нужен—это позволяет им оторваться от обыденной жизни и пофантазировать. «Меня пугает только то, что у него могут появиться последователи,—говорит пилот Гурли.—Вряд ли они будут такие же одаренные, как Харрис-Мур. Для них это может закончиться катастрофой». 

Пока фанаты и эксперты обсуждают популярность Босоногого Бандита, те, кто померкантильнее, думают, как на нем заработать. CNN сообщает, что кинокомпания 20th Century Fox намерена снять о Колтоне фильм. Его мать уже наняла себе звездного адвоката, который работал со скандальной женой Курта Кобейна, Кортни Лав, и собирается получить свою долю от проектов, посвященных подвигам ее сына. Она наотрез отказалась говорить с корреспондентом Newsweek, но, возможно, ее откровенные рассказы скоро будут опубликованы жителем Оркаса Бобом Фрелом, который собирается написать о ее сыне целый роман. Свое решение он объясняет так: «Колтон причинил много вреда нашему острову. И он—не герой! Но история-то все равно хорошая!»

Полина Еременко

Русский Newsweek
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе