Коллективный нарциссизм, тревожность и древний инстинкт: почему люди верят в теории заговора

Кажется, мир сошел с ума: одни поджигают вышки 5G, прочитав в интернете, что новая технология вызывает COVID-19; другие отрицают существование коронавируса, даже когда умирают от него на больничной койке. 

Уровень дезинформированности в разгар пандемии достиг таких масштабов, что ВОЗ объявила об инфодемии. О том, почему столь многие верят в конспирологические теории и что об этом думают ученые, рассказывает журналистка National Geographic.


По словам экспертов, большинство людей в состоянии распознать ложную информацию. За исключением тех случаев, когда дезинформация дает простое объяснение случайным событиям и тем самым «помогает людям восстановить иллюзию контроля», добавляет Сандер ван дер Линден, социальный психолог из Кембриджского университета.

Дезинформация постоянно присутствует в нашей жизни, но сегодня она накладывается на пандемию, безработицу, нестабильную политическую ситуацию и массовые протесты. В тяжелые времена сопротивляться теориям заговора становится особенно трудно.



Тревожность нуждается в понятных ответах

Люди, страдающие тревожностью, нуждаются в определенности и охотно принимают быстрые ответы, говорит психолог из Польской академии наук Марта Мархлевская, которая занимается изучением теорий заговора.

Согласно недавнему опросу, более 50% американцев испытывают повышенный стресс из-за пандемии. Учитывая этот факт, «неудивительно, что мы наблюдаем всплеск интереса к теориям заговора», говорит социальный психолог из Кентского университета Карен Дуглас.


Ее исследования показывают, что люди, которые чувствуют себя неуверенно в отношениях и склонны преувеличивать жизненные трудности, больше других подвержены влиянию конспирологических теорий.


Многие популярные сегодня теории заговоров связаны с пандемией. В рамках опубликованного в октябре исследования ван дер Линден и его коллеги попросили жителей США, Великобритании, Ирландии, Испании и Мексики оценить правдивость утверждений, содержащих факты и популярные мифы о COVID-19. Большинство без труда распознали ложную информацию, однако были и те, кто охотно поверил в мифы. Например, от 22 до 37% (в зависимости от страны проживания) респондентов согласились с тем, что коронавирус был создан в лаборатории в Ухане. Вместе с тем некоторые отвергли правдивую информацию — например, тот факт, что диабет повышает риск тяжелого течения COVID-19.

К тому же участники, которые верили дезинформации, редко следовали рекомендациям по профилактике COVID-19 и сомневались в целесообразности вакцинации. Это подтверждает, что готовность верить фейковым новостям отражается на поведении людей, говорит социальный психолог Ян-Виллем ван Пройен из Амстердамского свободного университета.

Эксперты также отмечают, что люди чаще верят дезинформации, если сталкиваются с ней многократно.

«Люди считают повторяемость признаком правдивости», — объясняет ван дер Линден.



Коллективный нарциссизм

Еще один фактор, который приводит к вере в теории заговора, — это коллективный нарциссизм, или убежденность группы в собственной значимости.

Исследования Мархлевской показывают, что коллективные нарциссы склонны искать воображаемых врагов и охотно верят в теории, согласно которым во всех бедах виноваты ненавистные им людей.


Соблазн особенно велик, когда нарциссы или члены их группы терпят неудачу. «Некоторым людям вера в теории заговора помогает пережить поражение», — говорит Мархлевская.



Выбор внешнего врага

Один из воображаемых врагов, которых часто обвиняют в своих неудачах Дональд Трамп и его приверженцы, — это СМИ. «Лично я считаю, что СМИ — это наша главная проблема», — сказал Трамп своим сторонниками 6 января перед тем, как они двинулись к Капитолию. В ходе беспорядков его сторонники разбили оборудование съемочных групп, завязали провод камеры в удавку и выцарапали надпись «Смерть СМИ» на дверях Капитолия.


Выбирая в качестве врага того, кто «олицетворяет их культурно обусловленное представление об опасности», люди думают, что могут контролировать ситуацию, говорит психолог из Аризонского университета Дэниэл Салливан, который занимается изучением реакции людей на неприятные жизненные события.


Человек на инстинктивном уровне защищает взгляды группы, к которой он принадлежит. На протяжении тысячелетий люди объединялись в сообщества и соперничали друг с другом. Это научило нас с подозрением относиться к чужакам и быть преданными нашей собственной группе, говорит социальный психолог Питер Дитто из Калифорнийского университета в Ирвайне. Исследование, проведенное им в 2019 году, показало, что эта предвзятость — «естественная и почти неискоренимая черта человеческого мышления».

«Есть соблазн увидеть в этом основания для клинического диагноза, — говорит Дитто. — Однако окружение может иметь огромное влияние на человека, если он живет среди тех, кто фанатично во что-то верит».



Следование за лидером

Общие убеждения, которых придерживаются члены определенной группы, часто формируются под влиянием нескольких публичных фигур.


Опрос более двух тысяч американцев, проведенный в октябре Джозефом Усцински из Университета Майами, показал, что убеждения людей тесно связаны с тем, что говорят их политические лидеры. «Люди, верящие в теории заговора, как правило, ищут спасителя — того, кто защитит их группу от коварных врагов», — говорит Мархлевская.


Она приводит пример QAnon — теорию заговора, согласно которой Дональду Трампу противостоит некая могущественная клика сатанистов-педофилов. (Сторонница QAnon Марджори Тейлор Грин недавно стала членом Палаты представителей США.)

«Власть имущие на протяжении многих веков использовали теории заговора и дезинформацию для манипуляции общественным мнением, — говорит Мархлевская. — Сценарий всегда один и тот же: сначала назначаются враги, а затем им начинают противостоять. Заканчивается всё, как правило, трагедией и страданиями невинных людей».



В поисках правды

Если люди во что-то верят, то переубедить их практически невозможно. Политолог Эмили Торсон из Сиракузского университета называет этот психологический феномен эхом веры и определяет его как «навязчивую эмоциональную реакцию, которая сохраняется, даже если мы знаем, что информация ложная».

Освещение дезинформации в новостях — пусть и с целью ее опровергнуть — может привести к тому, что люди будут считать ложное утверждение истинным, только потому что они могут его легко вспомнить. Недавнее исследование показало, что в новостных сюжетах о пандемии часто звучат голоса тех, кто «пропагандируют неподтвержденные методы лечения, отрицают научные факты об особенностях и возникновении SARS-CoV-2 и выдвигают теории заговора».


Но, по словам экспертов, ситуацию можно исправить, если рассказывать людям о том, как распространяется дезинформация.


В своем недавнем исследовании ван дер Линден задался целью установить, можно ли помочь людям уберечься от фейковых новостей, если заранее предупредить их о методах распространения фальшивок. Оказалось, что осведомленные участники лучше распознают фейки.


Еще один эффективный метод борьбы с дезинформацией — сократить количество возможностей ее получить. В соцсетях, где сомнительный контент распространяется очень быстро, начали удалять лживые посты. Проведенное в 2019 году исследование показало, что люди доверяют мейнстримовым службам новостей больше, чем сайтам фейковых новостей. Следовательно, говорят эксперты, соцсети должны отдавать предпочтение надежным источникам.

Что касается способности распознать дезинформацию о пандемии коронавируса, то общение с врачами и другими сотрудниками сферы здравоохранения играет в этом важную роль. В своем исследовании, опубликованном в сентябре, социальный психолог из Делавэрского университета Валери Эрншоу, установила, что люди, верящие в теории заговора, связанные с пандемией, намного реже соглашаются на вакцинацию; тем не менее 90% американцев доверяют врачам.

Джозеф Витриол из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук считает: мы все должны понять, что каждый может ошибиться — и это нормально. «Люди испытывают дискомфорт, когда чего-то не знают. Они думают, что должны иметь мнение даже о вещах, в которых не разбираются», — говорит он.


А чтобы заставить людей отказаться от ложных убеждений, нужно распространять идею о том, что «менять мнение при наличии новой информации — правильно».

Автор
Джиллиан Креймер, Роман Шевчук
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе