КУЛАК И СЕРЕДНЯК

Не Владимиру Путину осуждать предпринимателей за хулиганство.

   Конечно, теперь он называет это хулиганством. Еще бы. Видите, как дерутся эти олигархи на НТВ? А теперь представьте, как они дерутся за бабки. Мы - честные люди, истинные патриоты России, воспитанники правильных служб - никогда не деремся за бабки. Мы просто их берем, когда нам надо. А если кто-нибудь в наших рядах попробует драться за бабки, то у нас в составе фронта есть организация ветеранов упомянутых правильных спецслужб, и она, цитирую дословно, тут же надерет задницу такому драчуну. Ему мало не покажется.


   К понедельнику, конечно, эта тема стухнет, вытесненная каким-нибудь эффектным заявлением на съезде "Единой России". Мне же все это кажется как раз третьестепенным делом, поскольку вся эта политическая возня сводится к оформлению триумфального возвращения сами знаете кого. Вы по стилистике еще не поняли, что такое поздний Путин? Лично мне с этим ясно все. Не это интересно, а некоторый сдвиг в общественной атмосфере: она стухнет окончательно, из нее исчезнет всякая надежда, никакие перемены не пройдут в ближайшие лет десять, а то и более. А через десять лет меняться будет поздно, и колесо закрутится по новому кругу. Это ощущение полной исчерпанности и безвоздушности приведет к тому, что в политических дискуссиях, личных взаимоотношениях и финансовых расчетах окончательно возобладает кулак. Как уже получилось в драке Лебедева с Полонским.

   Если вы, читатель, хоть изредка ездите в метро (а я делаю это нередко, поскольку пробки при Собянине отнюдь не исчезли), вы замечаете, что агрессивность там резко возросла. Если вы следите за динамикой громких судебных процессов, для вас не тайна, как страшно выросло именно немотивированное насилие, когда убивают в буквальном смысле на пустом месте. Если вы наблюдаете за дискуссиями в Интернете, вы не можете не заметить, что переход на личности теперь осуществляется мгновенно, а аргументы типа "сам дурак" или "а ты кто такой?" используются уже совершенно беззастенчиво, с полным сознанием правомочности. Страна не просто озлоблена - она воет от тоски и скуки. И если кто-то захочет мне на это возразить, то возразит непременно в тоне, подтверждающем худшие мои опасения: я сразу услышу в нем ту же затхлую, гнойную злобу. Как ты смеешь говорить такое про свою Родину, про нашу Россию?! Или ты лично опросил сто двадцать миллионов, что берешься так обобщать?! Нет, мы воем не от тоски или скуки, мы от радости, тварь, от радости! Похожий уровень напряжения и злобы (тогда все это выплескивалось главным образом в подростковых драках, в подворотнях, в дикой транспортной злобе) я хорошо помню по концу 1970-х - началу 1980-х, когда первыми вдруг озверели дети в школах. Такое началось - гестапо отдыхало. Тут же стали об этом говорить, сняли и даже выпустили фильм "Чучело"... Причины этого озверения очень просты: безнадега. Лебедев с Полонским чувствуют ее даже острее, чем мы с вами, потому что в их случае противоречие еще разительнее: деньги есть, а будущего нет. Конечно, не Владимиру бы Путину и не в таких бы выражениях ругать олигархов за хулиганство. Ведь это он отобрал у российского общества публичную дискуссию - не только тем, что изгнал ее из эфира, это бы тьфу, она и на кухнях жила бы, но просто он совершенно обессмыслил ее. Ведь спорить имеет смысл о том, на что можно повлиять, а на русскую политику повлиять нельзя, она слушается только законов природы. Перемены случаются, когда нефть дешевеет или помирает кто-нибудь; прочие сценарии заблокированы, а народ доведен до той стадии деградации, когда ему безразлична уже и собственная участь. Не спорим же мы о погоде, она от нас не зависит, а если тебе климат не нравится, переезжай. Сейчас у нас примерно такая ситуация: все, кому не нравится, могут переехать. Других способов изменить ситуацию - хотя бы личную - нет. А поскольку уехать могут не все, а безнадега равно мучительна для всех, в обществе продуцируется неконтролируемое, почти животное озлобление. И это равно касается всех его слоев - богатой элиты, офисного планктона или остатков трудящихся. Когда правит такой абсолютный, такой торжествующий середняк, единственным средством дискуссии, карьеры, самоутверждения и даже объяснения в любви становится кулак.


Дмитрий Быков


Профиль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе