Медийный вкус жизни

В Брянске прошел медиафорум, посвященный приватизации государственных средств массовой информации и развитию интернет-технологий.

3 - 4 марта в Брянске в рамках межрегиональной конференции партии «Единая Россия» «Стратегия социально-экономического развития Центральной России до 2020 года» прошел медиафорум с участием более двухсот представителей средств массовой информации из 18 регионов Центрального федерального округа.

Едем в дебри?

Когда мы ехали на конференцию, то делились друг с другом своими небольшими познаниями об этом славном городе. Оказывается, первоначально он назывался Дебрянск, и произошло название от слова «дебрь» (обрыв, ров). В прошлом году городу исполнилось 1025 лет, ему было присвоено звание «Город воинской славы». Проживает в нем 400 тысяч человек. Расстояние между Ярославлем и Брянском около 700 км, а Брянская область граничит с Украиной.

Добирались мы из Ярославля на автобусе около 12 часов. На въезде в Брянскую область нашу делегацию, несмотря на то, что была уже почти полночь, прямо на дороге встречал хор из десятка исполнительниц, одетых в русские народные костюмы, с хлебом и солью. После того как всех расселили по гостиницам, многие отправились подкрепиться в ближайшее кафе - как нам пояснил наш местный куратор, излюбленное место брянчан - под названием «Ла веранда». Кормили, надо отдать должное поварам, вкусно.

Государственные СМИ приватизируют

На следующий день медиафорум начался в 10 часов. И хотя пробуждение после дальней дороги было нелегким, опоздавших или проспавших в нашей группе не было.

Первая дискуссия развернулась на тему «Перспективы приватизации государственных и муниципальных СМИ». Модераторами выступили президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов, заместитель генерального директора «Национальной медиагруппы», главный редактор газеты «Жизнь» Арам Габрелянов и телекомментатор, депутат Госдумы Олег Жолобов.

Арам Габрелянов яростно доказывал, что государственных и муниципальных СМИ не будет уже через 5 лет. «Губернаторы должны понимать, что портрет на первой полосе - это красиво, но газета должна сама зарабатывать деньги и пользоваться спросом, - сказал он. - В Америке нет ни одной государственной газеты. На самом деле 99 процентов губернаторов не понимают, зачем им СМИ. Задача журналистов - привлечь читателя теми новостями, которые ему будут интересны. Газета должна быть востребована». Затем Арам Ашотович рассказал веселую историю о том, что в Москве на свои газеты мэрия тратит миллионы долларов. Так, например, никому не известная газета «Москвичка» имела из бюджета 10 млн. долларов в год. «Ясно, зачем это все делается, - сказал главный редактор «Жизни». - Бабки попилили - и все довольны».

Некоторые редакторы муниципальных и региональных газет были шокированы информацией о скорой приватизации их изданий и всерьез обеспокоились своим будущим, тем более что услышать подобное на конференции партии, членами которой они являются, было для них странно. Дискуссия начала приобретать скандальный характер, так как модераторы в основном оказались сторонниками этой идеи, а остальные участники форума из региональных СМИ, львиная доля которых принадлежит местным органам власти, - ее противниками. И хотя о конкретных сроках приватизации никто на медиафоруме не говорил, саму необходимость разгосударствления СМИ признавали многие.

Нас же заинтересовал собственно механизм приватизации, ведь желающих покупать убыточные газеты, тем более без гарантии их финансовой поддержки администрацией или мэрий, как нам кажется, будет немного. И здесь надо бы провести предварительный анализ и решить, как приватизировать: каждую газету отдельно или объединить все в один холдинг и продать целиком. Но во втором варианте есть определенная опасность для местной власти: а кто купит такого монстра, охват аудитории которого - почти вся область? Тогда надо искать деньги и покупать самим...

Все согласились в одном: без внятной программы развития СМИ и точечной господдержки конкретных изданий на условиях конкуренции не обойтись.

Интернет - враг или друг?

Вторая тема дискуссии на форуме была о развитии интернет-технологий в СМИ, и, в частности, речь зашла о том, заменит ли Интернет так называемые традиционные СМИ? Здесь тоже все было неоднозначно.

Так, главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Юрий Ряжский сказал: «Лет 15 назад мне говорили о том, что электронные информационные ресурсы полностью поглотят газеты и телевидение. Сейчас мы видим, что Интернет занял свою нишу, он, конечно, отнял часть аудитории у традиционных СМИ, но не уничтожил их».

Ражский также подчеркнул: «Пресыщенность интернет-пространства информацией сомнительного качества и достоверности ведет к девальвации читательского внимания. Поэтому не случайно известные блогеры, которые завоевали огромную аудиторию и чье мнение интересует тысячи человек, - все-таки пытаются завести свою колонку в газете. Почему? В печатных изданиях, на телевидении слово гораздо весомее. Здесь пока еще есть отбор материала, информация проходит своеобразный кастинг. Поэтому традиционные СМИ в обозримом будущем все-таки не исчезнут».

«Интернет победит в России быстрее, чем везде, потому что русские семьи не жалеют денег на детей, - заявил в свою очередь Арам Габрелянов. - Русские считают, что для ребенка можно продать последнюю корову... Уверен, пройдет пять лет, и Интернет будет в каждой деревне. Сейчас задача - переориентировать газеты в Интернет. Человек должен прочитать то, что происходит здесь и сейчас. Время изменилось, нужно суметь к нему подстроиться. И мы должны быть готовы работать по новым технологиям. Людям нужна реальная эксклюзивная информация. Только так можно выделиться».

Обращаясь к представителям СМИ, Владимир Мамонтов отметил: «Я убежден, что Интернет - это не форма донесения любого контента, это не провод, по которому бежит электрический сигнал. Контент под влиянием Интернета изменяется! И вы сами его можете изменить, вы можете предугадать, что нужно донести до читателя. И то, каким он увидит контент на экране, зависит от вас».

Курорту в Переславле быть!

А на следующий день в Брянск приехал премьер-министр Владимир Путин. Поскольку наша гостиница «Десна» (по названию одноименной реки) находилась в самом центре города, а окна выходили на главную площадь имени Ленина, она в один момент была наполнена сотрудниками милиции. Стражи порядка дежурили на входе и на каждом этаже, окна в номере открывать было запрещено. Топили в гостинице хорошо - температура в номере доходила до 28 градусов. Помучившись с часок, одно окно мы все же открыли - не задыхаться ведь!

Конференцию с участием Владимира Путина, состоящую из презентаций нескольких наиболее интересных региональных проектов, мы смотрели в прямом эфире. Нас заинтересовало то, как презентовала ярославский проект «Курорт «Золотое кольцо» начальник отдела туризма мэрии Переславля-Залесского Анна Грушевич. По нашему общему мнению, смотрелась она неплохо. После ее выступления только один вопрос задал ей премьер-министр: «А почему курорт? Там же ни моря, ни минеральных вод нет?»

«Зато там есть Плещеево озеро!» - не без гордости заметила Аня. А я подумал: надо бы переславцам уже легенду придумать, или воды термальные найти, или целебный источник какой. И народ потянется...

Перед отъездом домой, прогулявшись по Брянску, нашли сувенирную лавку. Стандартных магнитиков и колокольчиков с видами города было в избытке. Домой мы купили безумно вкусные брянские конфеты «ручной работы» (так было написано на упаковке), а кое-кто и местный бальзам с философским названием «Вкус жизни».

А вот удалось ли в Брянске найти ее смысл или хотя бы приблизится к нему, покажет время.

Автор: Антон Семенов

Ярославские страницы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе