Медведевский призыв

Публикация статьи «Россия, вперед!» Дмитрия Медведева – попытка власти встряхнуть страну. Обращаясь напрямую к народу, президент использовал ту самую форму, к которой долго призывали Владимира Путина сторонники кардинальных перемен. Прямая апелляция правителя к народу – очень сильный ход, но только в том, случае если народ заждался правды, а правителю есть чего сказать. Несомненно, что наш народ устал от несправедливости и давно уже ждет от власти решительных действий. И главная претензия людей к власти как раз и состоит в том, что она не проявляет своих волевых качеств, не наводит порядок ни внутри себя, ни в стране в целом. И даже не знает, что ей делать. Вот на таком фоне и появляется текст Медведева, в котором он призывает всех строить новую Россию заявляет, что он знает, что надо делать. Так что, и главное, как собирается делать Медведев?
В той картине будущей России, которую рисует президент, главное одно – Медведев хочет провести модернизацию без насилия. Называя главными проблемами страны сырьевую экономику, коррупцию и патернализм (то есть чрезмерное упование граждан на государство, которое все обустроит), президент хочет разбудить народную инициативу, поднять людей на изменение нашей жизни. Медведев призывает доказать, что «переход на более высокую ступень цивилизации» возможен «ненасильственным методом, без принуждения, запугивания, подавления личности». Последним в этом перечне «не» идет «не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства». Таким образом, медведевский текст важен в первую очередь не тем, какие стратегические цели он предлагает (с ними можно спорить или соглашаться, но в целом они достаточно разумны, хоть и неполны, и несколько «общечеловечны», точнее «общедемократичны»), а тем, как он призывает их достигнуть. 

Ненасильственность методов новой модернизации Медведев противопоставляет петровской и советской модернизациям, «оплаченными разорением, уничтожением и унижением миллионов». Сейчас все будет по-другому – у Медведева вообще чувствуется большое почтение к прогрессу, к новациям, к творческому началу. Хотя бы вот в этом: «Каждое новое изобретение, улучшающее качество жизни, даёт дополнительную степень свободы для человека. Делает условия его существования более комфортными, а социальные отношения более справедливыми. Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество в целом». Наивно? Да. В традициях «культуры, основанной на гуманистических ценностях»? Да. Разбудить творчество масс, создать экономику знаний – и жить счастливо. Кто же не дает нам это сделать? Медведев считает, что мы сами – нужно избавляться от вредных традиций, среди которых он называет «пренебрежение правом, взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, низкое качество общественной дискуссии». Будут мешать и «влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей» -- которые не хотят никаких перемен. Получается, что Медведев как бы предупреждает правящий класс – я призываю народ включится в мирную модернизацию, дайте людям возможность проявить инициативу.

Призыв Медведева к мирной модернизации можно воспринимать как своеобразный ответ на требования «мобилизационной модернизации». Дело в том, что жесткая, идущая сверху модернизация постепенно становится практически неотвратимой. И не потому, что у нее так уж много сторонников наверху (пока что у нее гораздо больше приверженцев в народе). Просто чем дольше сохраняется нынешний строй, тем меньше остается времени на перемены. В какой-то момент власть может оказаться перед простым выбором – или срочное наведение порядка или крах государства (от социального или национального взрыва, или внешней угрозы – не так важно). И тогда никакой альтернативы силовой модернизации (причем в ее предельно жестоком варианте) не будет. Сейчас она вроде бы есть – по крайней мере, президент именно ее и отстаивает. Но говоря о мирной революции, Медведев не дает убедительного ответа на простой вопрос – а как именно он будет подавлять сопротивление тех, кому не нужны перемены? Неужели он надеется только на то, что суды пересажают всех взяточников, честные чиновники вытеснят всех нечестных, а бизнесмены-инноваторы придут на смену олигархам-расхитителям? Никто никогда не отдавал власть добровольно – если власть хочет действительно дать волю народной инициативе, победить коррупцию и воровство, создать новую экономику, ей придется объявлять войну прогнившей части элиты. Придется бить и сажать, принуждать и разорять – но не миллионы, а тысячи и тысячи. Только разгромив паразитическую прослойку, можно будет оздоровить саму атмосферу как в коридорах власти, так и в обществе в целом. Это нельзя сделать в белых перчатках – но для этого и не нужно умывать руки в крови. Нужна просто предельная, железная решимость. Увидев волю власти, услышав ее призыв к строительству новой России, поднимется и народ, и проявит свои лучшие качества. 

Долго ли идти до этого нашим вождям? Пока что они дозрели до прямой апелляции к народу – может быть это последнее предупреждение элите? Мол, пока еще мы говорим о мирной модернизации…  

Петр АКОПОВ 

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе