Мэр Ярославля: «Тысячелетие все равно придет. Мы на него обречены»

Практически ничего из запланированного к 1000летию городская власть не успевает в срок. А некоторые объекты вообще не будут построены 

Судя по настроениям горожан, самыми крупными подарками для них стали бы качественные дороги и нормальное жилье. Да заасфальтируй мэр дорогу и пересели побольше людей из ветхого и аварийного жилья – большей благодарности вряд ли бы заслужил. Но страсть к потемкинским деревням в крови у наших правителей. Вон, когда Путин приезжал, все фасады по пути следования кортежа «набриолинили». Президент ведь не будет ползать по задворкам блестящих снаружи домов. 

Самое крупное фиаско городской власти – Карабулинская развязка. Ярославцам столько вещали, что развязка – панацея от пробок на Московском проспекте, что все поверили. Но рановато. Министр транспорта Игорь Левитин развеял заблуждения. Во время августовского визита в Ярославль он отметил, что проект строительства затратен не только для Ярославской области, но и для Федерации. На него требовалось около 12 миллиардов рублей. Чтобы вы осознали масштабность суммы – вся городская казна составляет приблизительно столько же. Проект Карабулинской развязки был переосмыслен с точки зрения эффективности и рентабельности. Вдруг выяснилось, что дорогущее сооружение уменьшит нагрузку на Московский проспект всего на 1517 процентов. Все бы ничего, только на неэффективную, с точки зрения министра, развязку уже была готова проектносметная документация стоимостью в 237 миллионов рублей. Городская власть выделила их из городского бюджета. Не два рубля и не двадцать. Почему никто не прозрел раньше? Не с потолка же делаются такие проекты! И куда утекли 237 миллионов? 

– Перед новым строительством, особенно таким масштабным, – говорит декан автомобильнодорожного факультета Ивановского Государственного архитектурно­строительного университета Владимир КУЗЬМИН, – обязательно анализируется интенсивность движения. Проводится огромная предпроектная работа, в которой учитывается максимум факторов. На мой взгляд, такой грандиозный проект должны были просчитать особенно скрупулезно. 

Неужто городская власть не нашла нужных специалистов, способных просчитать интенсивность движения? Ктото скажет, что таким образом федерация пытается в кризисные времена сбросить бремя дорогостоящих проектов. Можно согласиться – регионы у Москвы в роли гонимой падчерицы. Только грош цена руководству, которое не в состоянии лоббировать интересы города. 

Впрочем, с министром транспорта не согласен директор Департамента ДГХ Валерий Пенкин: 

– Утверждать о нерентабельности проекта необоснованно, – сообщил «КР» Валерий Назарович. – Победитель открытого конкурса произвел расчеты и выбрал направления трассы по проекту, которое является наиболее оптимальным. Начало развязки – съезд с Толбухинского моста, далее пересечение Московского проспекта в районе автовокзала и окончание на проспекте Фрунзе рядом с «Метро». 

Между прочим, Валерий Назарович во времена всеобщей эйфории был, пожалуй, самым осторожным в высказываниях чиновником, видимо, понимая всю неоднозначность ситуации. 

Когда приходит умная мысля –уже поздно 

Интересная история получилась и с планетарием, официально именуемым культурнообразовательным центром им. В. В. Терешковой. Первый проект эпохального сооружения разнес в пух и прах тогдашний председатель оргкомитета по подготовке к празднованию 1000летия Герман Греф. Не постеснялся обозвать его конюшней. Именитые архитекторы более деликатны в выражениях и нарекли проект «бейсболкой». Короче, «бейсболкуконюшню» пришлось переделывать. А это, знаете ли, дополнительные денежки. Хотя в мэрии заверили «КР», что проект просто дорабатывали. 

– Что вы, – изумился заведующий кафедрой архитектуры Ярославского технического университета Николай Кудряшов. – Второй эскизный проект делал мой ученик, Илья Клягин, и ничего общего с первым он не имеет. Совершенно иная концепция. 

Николай Николаевич также отметил, что переделка любого проекта обходится минимум в 30 процентов от первоначальной стоимости. Минимум. 

– Сметная стоимость объекта составляет 456 миллионов 127 тысяч рублей, – говорит заместитель мэра Владимир Смирнов. – На строительной площадке завершены работы подготовительного периода и нулевого цикла. Ввод в эксплуатацию – 2 квартал 2010 года. 

Запомните этот срок. У объектов, которые строятся к 1000летию, прямтаки болезнь – не воздвигаться в срок. Как, например, у гостиницы на Московском проспекте, символично расположенной рядом с другим долгостроем – гостиницей «Чайка». Место, что ли, заколдованное? Планировали сдать гостиницу сначала в 4 квартале 2007 года. Затем в мае 2008 года планировали заселить первых счастливчиков. Эксгубернатор Анатолий Лисицын даже задание ГИБДД давал: разработать схему движения транспорта, подъезжающего к отелю. Но торопиться не стоило. В феврале 2009 года гостиница еще не достроена. 

– Инвестором проекта выступает правительство Москвы, – говорит Владимир Смирнов. – По инициативе инвестора выполнена корректировка проекта с целью увеличения количества номерного фонда и улучшения потребительских качеств гостиничного комплекса. 

О как! Московский мэр тоже доделывает проекты по ходу строительства? Раньше никак? В неделикатной форме народ говорит об этом: умная мысля приходит опосля. Только чьито запоздалые мысли мы оплачиваем из своих денег – бюджета, сформированного из средств налогоплательщиков. Кстати, обещанные десятки гостиниц, похоже, канули в Лету. Многие потенциальные инвесторы ушли из области вместе с уходом с поста бывшего губернатора Анатолия Лисицына. Личные связи, конечно, дело большое. Но бизнес есть бизнес. Видели бы перспективу – остались бы на Ярославщине. 

Ударим памятником по садиками расселению 

Те 383 дома, которые попали в программу расселения ветхого и аварийного жилья, не отражали реальной ситуации даже в 2006 году, когда формировалась программа. Руин было существенно больше, но не всем посчастливилось попасть в программу. Хочется верить, что хотя бы эти дома будут расселены. 

За три года расселено 133 дома, переехали в нормальные условия 1260 семей из 4754. Осталось 250 домов и полтора года до 1000летия. Успеет городская власть расселить оставшееся большинство? Если даже в относительно благополучные и сытые годы расселили мизер, что же говорить о сегодняшнем дне, когда на дворе кризис и практически все строительство в глубокой заморозке. Но мы надеемся, что этот самый социально значимый проект власти осилят. 

Расстановка приоритетов в подготовке к празднованию 1000летия слегка смущает. Городская власть замораживает строительство детских садов, коих катастрофически не хватает, но намерена поставить очередной памятник 1000летию. Конкурсы многочисленные проводятся, а это тоже денежек требует. Не говоря уже о самом памятнике. Кстати, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда городская казна раскошелится на 53 миллиона. А памятник обойдется приблизительно во столько же. Сделайте нам красиво, ничего не пожалеем. 

Даже на «триумфальную подкову» ничего не жалко. На вопрос «КР», сколько стоят въездные ворота, заместитель мэра Владимир Смирнов пояснил, что стоимость проекта будет определена после завершения проектных работ: 

– Реализация проекта по строительству «Въездных ворот» ведется в рамках соглашения между Правительством Москвы и Правительством Ярославской области. Проектом предусмотрено строительство ворот, символизирующих сотрудничество Москвы и Ярославля. 

Из источников, близких к официальным, стала известна приблизительная стоимость ворот – полмиллиарда рублей. Это своего рода подарок Москвы, но половину стоимости подарка оплатит Ярославль. Дороговато нам встает облечение сотрудничества в символическую форму. 

Александра Арсеньева

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе