Молитва о палачах

Недавно информагентства разнесли весть о смерти в США нацистского преступника Питера Энгера, содействовавшего уничтожению 17 тысяч человек, в том числе цыган и евреев. В США согласились рассмотреть вопрос о лишении его гражданства и высылке в Сербию, но процесс так и не был запущен. В составленном Центром Симона Визенталя списке, в котором значатся доктор Шандор Кепиро (95 лет), Миливой Аснер (96 лет), Кароль Зентаи (98 лет), Энгер стоял на восьмом месте.

Казалось бы, какой смысл сейчас преследовать этих людей, стоящих перед порогом вечности. Да, они военные преступники и совершенные ими преступления не имеют срока давности. Но мало ли в мире похожих преступников, чувствующих себя вполне вольготно. Палачи ГУЛАГа доживают свой век, и никто даже не пробует преследовать их в судебном порядке. 

Помнится, в перестроечные времена заговорили о суде над такими одиозными деятелями, как Лазарь Каганович. Тут, собственно, и доказывать ничего особенно не надо было: подпись этого пламенного революционера стоит на 189 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 19 000 человек. В прошлом году суд Киева признал Кагановича виновным в геноциде на Украине в 1932-33 годах. Однако общественность решительно высказалась против. Мол, нечего ворошить прошлое. И умер пенсионер союзного значения в своей постельке.

Вопрос не стоит так: хорошо или плохо, что в России не нашлось своего Центра Симона Визенталя, чтобы организовать явку Кагановича в суд. Он сводится к другому: что еще задевает нас, когда мы говорим о Холокосте и ГУЛАГе? Не в контексте «преступление и наказание», а в стремлении осмыслить настоящее сквозь призму прошлого.

И тут выясняется, что прошлое «болит» у многих писателей, художников, режиссеров. И они выражают свою тревогу порой самыми неожиданными действиями. Например, на днях известный поэт и прозаик, главный редактор издательства «Русский Гулливер» Вадим Месяц совершил необычную акцию. Вместе с товарищами — поэтами Олегом Асиновским и Андреем Тавровым — он прочитал поэтическую молитву о палачах.

Акция, которую участники выложили в сети, состояла из ряда символических действий. Три зажженные свечи, поэты читают псалмы, строки Апокалипсиса. Месяц просит Бога простить палачей: «Примири, Господи, палачей, убиенных и ныне живущих и возроди их души к свету и жизни». И читает имена начальников немецких и советских лагерей, убийц-политиков — Адольфа, Иосифа, Феликса, Лазаря, Михаила… Другие поэты параллельно читают свой список. От трех свечей зажигается одна «во имя объединения и соединения», в один сосуд сливается вода из трех стаканов.

В последнее время Вадим Месяц не перестает говорить о поэзии действия. Этой цели служит и создаваемый им портал видеопоэзии Гвидеон.

Наверное, метафизические акции вроде описанной выше не станут главным направлением в работе портала. Во всяком случае, об этом не заявляется прямо. В поэзии много чего есть. И она может рассказать о многом. И все же интересно, что благодаря виртуальным возможностям тема Холокоста-ГУЛАГа входит в плоть современной художественной практики. Это важно.

Однако думается, что при несомненных достоинствах акция Месяца имеет некоторый духовный просчет. По-настоящему простить своих палачей могут только жертвы.

Наверное, правильнее будет просто иногда вспоминать время безумства идеологий, высвечивая его светлые и темные стороны, соизмеряя обстоятельства той жизни с нашим днем. Этим целям могут служить и конференции, и выставки.

Одна из таких экспозиций под названием «Непобежденные. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке» на днях открылась в поселке Красном Истринского района Подмосковья. Ее организовали возглавляемое свящ. Георгием Кочетковым Преображенское содружество малых братств, екатеринбургская семинария и свердловский областной краеведческий музей. Документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний свидетельствуют о непримиримом сопротивлении, которое оказывала церковь злу, обрушивавшемуся на нее с особой силой. Метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры… Неторопливый рассказ о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1970-х годов.

Мы вспоминаем о судьбах людей, по жизни которых прокатилось «красное колесо». Видим лица тех, кто по-настоящему молился за своих гонителей. Они имели на это полное право.

БОРИС КОЛЫМАГИН

Ежедневный журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе