Молодежное пьянство. Полевое исследование социальной практики

Феномен пьянства в России настолько широко распространен и структурно богат, что для изучения даже некоторых из его аспектов потребовались бы тома научных исследований. В своем рассмотрении я ограничусь анализом тех практик употребления алкогольных напитков, которые представляются мне характерными для некоторой малой группы студентов Философского факультета МГУ. Эта практика представляет собой вариацию широко-известного феномена ювенильного пьянства и может рассматриваться в психологическом, культурологическом, социально-философском разрезе. Не обладая компетенцией ученого-социолога, я не буду говорить о каком-то специфическом "методе" изучения, а просто изложу свои наблюдения, подкрепив их иллюстрациями культурных артефактов, сформированных практикой. Впрочем, поскольку на протяжении двух лет я сам являлся субъектом практики, имеет смысл говорить о методе включенного наблюдения.

Субъект практики: бывшие и актуальные студенты младших курсов Философского факультета МГУ. Здесь надо отметить, что сообщество студентов, как и всякое иное, делится на всевозможные круги, группы, тусовки, формирующиеся по самым различным признакам: от общности научных интересов, до общности социального происхождения. Для каждой из этих групп характерны свои, специфические рекреационные практики. Огрубляя, одни студенты предпочитают курить марихуану, другие – применяют легкие наркотики амфетаминового ряда, третьи, и нас интересуют именно они – употребляют спиртные напитки. Здесь важно понимать, что алкоголь с той или иной степенью регулярности потребляет абсолютное большинство населения России, и уж конечно, студентов гуманитарных специальностей. Нас интересуют те студенты, для которых алкоголь из способа рекреации превратился в привычку и образ жизни. Проще говоря, речь пойдет о тех студентах, которые пьют много. Второй особенностью данной группы является сравнительно малый возраст: от 17 до 21 лет, что указывает на сравнительно малый опыт употребления алкоголя (от 1 до 4 лет). Мы не рассматриваем здесь людей за 25, прошедших службу в вооруженных силах и т.д., чья стратегия употреблении спиртного сформирована за рамками философской институции. Важно отметить, что имея явно выраженное ядро, группа студентов-алкоголиков тем не менее всегда формируется некоторым пересечением социальных сред. Сюда могут входить при определенных обстоятельствах как "хорошие", так и "плохие" студенты, а кроме того самый различный набор персонажей от бомжей и сумасшедших до университетских преподавателей.

Ресурс: пиво в стеклянной, жестяной и пластиковой таре, вино в пакетах, водка, спиртные коктейли в жестяной и пластиковой таре, настойки, дешевые сорта вермута и (редко) портвейна. Вопреки расхожему культурному мифу о молодежи, пьющей в песочнице портвейн "Три топора", я могу вспомнить лишь один-два случая распития этого напитка. Причина, быть может, в широкой доступности алкогольных коктейлей, сходных по цене, дающих тот же эффект, но более удобно упакованных. Учащаяся молодежь не каждый день бывает морально готова к действиям, прямо направленным на достижение сильного опьянения, к каковым относится открывание бутылки портвейна, а вот выпить банку-другую "Отвертки" можно и не отдавая себе отчета в происходящем (искренне надеясь приехать вечером домой и углубиться в Аристотеля).


Молодежь однозначно предпочитает алкоголь в удобной таре, не требующий ритуалов открывания и не отягощенный мрачными культурными кодами. В самом деле, единственный современный русский фильм, посвященный коктейлям в баночках – это "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики. Портвейн "Три топора", если и употребляется, то только из фетишистского желания подражать лайфстайлу перестроечной и постперестроечной молодежи. Характерно, что пластиковая бутылка с пивом непременно должна называться дурашливым словом "полторашка". Даже в тех случаях, когда речь идет о 5-литровой канистре пива Bagbier. "Взять полторашку после занятий" или "в очередной раз угандошиться "Тремя топорами"" - согласитесь, первое предложение требует от субъекта куда меньшей решительности и самоотдачи.


Итак, основным ресурсом неизменно выступают пиво и коктейли в баночках, далее переходя (если еще возможно) – в водку. Среднее алкогольное меню студента-философа выглядит примерно так: 5 бутылок пива, банка коктейля, 300 гр водки. Достаточно малой популярностью в студенческой среде пользуются и крепленые сорта пива. Видимо дело в том, что напиток, откровенно неприятный по своим вкусовым качествам, сложно выпивать в больших количествах (в отличие от вкусных коктейлей).


Место: ларьки, скамейки, детские площадки, парки, подъезды, лестничные клетки, вузовские помещения, квартиры, гипермаркеты, кинотеатры, кафе. Местом сбора группы, как правило, являются пивные ларьки, возле которых один-два студента как раз решили выпить "по паре пива", а то и сразу "полторашку", чтобы два раза не платить. По мере разрастания, группы алкоголиков передвигаются на детские площадки, в подъезды, парки, вузовские помещения (подвал 1-го ГУМа, пустые аудитории). В последнее время огромную популярность в качестве места досуга и отдыха приобрел торговый комплекс "Ашан" на Ленинском проспекте. Супермаркет самообслуживания на первом этаже представляет широкий простор для практик шоплифтинга, а ресторанный дворик на третьем – для практик сбора объедков. Обе эти контркультурные практики, будучи противоположными по интенции ("дерзкое" воровство продуктов и "смиренное" поедание "ништяков"), в равной степени интересны студентам-философам. Квартира же должна иметь некое оправдание. Просто так на квартиру никто не ездит. Для этого нужно быть очень пьяными и иметь сильное желание продолжить веселье (в квартире оно переходит в стадию т.н. "заседания", которое может продолжаться до трех дней). Люди, имеющие собственную жилплощадь, и готовые к себе "вписать" - наперечет. Они образуют своего рода "высшую касту". Это они решают, стоит ли продолжать "заседание". Часто спиртное употребляют в ВУЗовских помещениях (студенты-биологи делают это даже непосредственно на парах, в аудиториях). У философов непонятной популярностью пользуется подвал 1-го ГУМа. Достаточно интересные топографические эффекты породили пересечения среды алкоголиков со средой "эстетов и интеллектуалов". Возникла традиция распития водки в кинотеатре "Иллюзион". Пиво и водку, разумеется, удобно распивать в "Макдональдсе", "Шоколаднице" и прочих теплых местах со столиками и уборной.


Время: учебное. Практику начинают осуществлять в дневное время вместо какой-либо "скучной" пары или вовремя "окна", или даже после занятий. Далее она может быть интенсифицирована. Часть студентов считает своим долгом прийти после "пьянки" на занятия в университет (пусть даже "пьянка" продолжалась 2-3 дня). Эти студенты считают, что алкоголизм – не повод для прогулов и разгильдяйства.


Сюжет. Что делают пьяные люди? Являются ли их нелепые действия побочным эффектом или целью опьянения? Основные мотивы сюжета "опьянение", даже в том случае если его героями являются студенты-философы, достаточно узнаваемы:


1) Драка. Драки между философами носят, как правило, рефлексивный характер. Люди экспериментируют, как бы взыскуя трансгрессии и внутреннего опыта. "Ударь меня по морде - задумчиво говорит один философ второму, - да нет, не так, а чтобы нос расквасить". И вот они играются в "пацанов" или в "гопников" или кто там еще у них на уме.


2) Визит в КПЗ. Этот мотив красной нитью проходит сквозь практику ювенильного алкоголизма. Как правило, санкции, налагаемые милицией, состоят в нескольких часах в "обезьяннике", но это событие неизменно вызывает бурю эмоций и запускает весь набор соответствующих игр. Реализуя свою развязанную алкоголем общительность и требуя внимания к себе, студент-алкоголик увлеченно приступает к исполнению роли "жертвы ментовского произвола", попеременно разговаривая по телефону с "Новой газетой" и "Славой Сурковым". Интерес ментов порождает в человеке чувство собственной важности, и так усиленное алкоголем. Кое-кто угрожает стражам порядка проклятием на импотенцию: "я считаю до десяти и насылаю заклятие…", а кто-то, оказавшись в теплой милицейской машине, радостно говорит: "Ну, вот хорошо, парни, напиться мы уже напились, а вот сейчас как раз посидим нормально в тепле, отдохнем, побазарим", - тогда машина резко тормозит, и дрожащий от злобы милиционер цедит сквозь зубы: "Выметайтесь!"


3) Сексуальные домогательства имеют ту же природу, что и драки. Недостаток социального опыта чувственности порождает страсть к экспериментам и некоторую развязность, которая может обидеть стороннего человека. Сексуальные действия крайне редко осуществляются в отношении тех объектов, которые являются привлекательными в глазах субъекта практики. Это, как и во всех предыдущих мотивах, род "игры". Пьяные студенты-философы пытаются компенсировать недостаток экзистенциального опыта детства, бесконечно играясь и пародируя отношения "нормальных людей".


4) Поиск новых друзей. Друзей ищут на улице. К ним подходят, подваливают, подсаживаются. С ними заводят беседы. У них берут сигареты и алкоголь. К ним едут спать. Поиск новых друзей – основной мотив алкогольного сюжета. Студенты-философы часто испытывают трудности в общении, так что общительность, стимулированная алкоголем, расценивается ими как важнейшее личное качество.


5) Вызванивание. Стратегия вызванивания характерна для большей части пьющих людей. Студенты вызванивают однокурсников, коллег, преподавателей, друзей по детскому саду. Вызванивание сочетает в себе фрустрированную потребность в общении и открыто декларируемую потребность в капиталах вызваниваемого.


6) Вандализм. Атаке подвергаются фонари, рекламные щиты, автомобили, скамейки.


7) Посещение лекций, семинаров, библиотек в зданиях МГУ. Это вариант распространенной практики "прийти на суд/экзамен/собрание политсовета/круглый стол бухим/упоротым/ширнутым/обдолбанным". Особенно приветствуется хамство, публичное отправление физиологических потребностей (вспомним, как Себастьяна Флайта стошнило прямо в окно главному герою "Возвращения в Брайдсхед").


8) Выкрикивание лозунгов. Наиболее популярны "Heil Hitler!", "А ну-ка, давай-ка уебывай отсюда!», "Смерть фашистам всех мастей от подворотни до властей!" Это называется себя позиционировать (напр. "ну что мы как дети сидим, пошли себя попозиционируем!").


Средства легитимации. Как и во всяком сообществе, занятом интересным делом, в среде алкоголиков вырабатываются определенные варианты нормативности. В данной системе ценностей позитивно коннотированы такие слова как: чудеса и приключения, инфантилизм, протест, оскотинивание, антиобщественный образ жизни, "придурки", "мудаки", "здоровые лбы", бомжи, пришельцы, самоубийцы, тяжелые наркотики и пр. Крайне негативно окрашены такие фигуры как "у меня завтра экзамен", "у меня электричка", "надо меньше пить", "верни мне деньги", "зачем справлять нужду в собственном подъезде?", "я – пиво". Подобная нормативность является одним из средств легитимации алкоголизма.


Особенность студентов-философов в качестве субъекта практики ювенильного алкоголизма состоит в их до крайности рефлексивном отношении к собственной деятельности. Помимо дурашливых попыток соотнести себя с теми или иными культурными единицами (от Батая до Венички), в коммуникации постоянно ощущается напряженная рефлексия о природе наблюдаемой ситуации. В связи с пьянством говорят об аскетических практиках, об определенном роде "заботы о себе". Студенты обожают анализировать природу своего алкоголизма, как правило, сваливая всю ответственность свое домашнее детство. Когда ты трезвый – вокруг все серо, скучно, и ты сам какое-то недоразумение, и вокруг тебя – какое-то серое уныние. Но вот является алкоголь, и все эти люди превращаются в писателей, поэтов и философов. Ключевой инструмент легитимации – "отчет по пьянке" в ЖЖ. То есть подробное, документальное описание акта алкоголизма в личном дневнике.


Фрагменты речи пьяного: "да, я такой!", "я – интересная личность", "зато я хороший человек", "иди нахуй, наркоман!", "мы, именно те, у кого нынешняя власть спрашивает, что вообще надо".

Разговоры: крайне редко представляют собой обсуждение философских проблем. Даже если в речи студентов фигурируют те или иные имена и термины, коммуникация имеет скорее эмоциональную природу. Здесь делятся впечатлениями.


Антон КОТЕНЕВ

liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе