На автобусе по рельсам

Региональное правительство намерено навести порядок в организации пассажирских перевозок и выработать четкие критерии их дотирования

Обсуждению проблем транспортной отрасли было посвящено совместное заседание двух общественных палат – области и Ярославля.

– Сегодня себестоимость одной поездки на общественном транспорте в Ярославле составляет 22–23 рубля. А билет стоит 12, – жаловался с высокой трибуны первый заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии областного центра Александр Болтовнин. – Возмещение убытков из местного бюджета урезается. В результате средств на ремонт подвижного состава и его обновление явно недостаточно. Зарплаты водителям, обслуживающим городские маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев, уже четыре года не повышались.

Примерно о том же – о растущих убытках и поиске путей их покрытия – говорил и заместитель начальника Северной дороги Александр Докукин, правда, акцентируя внимание прежде всего на пригородных железнодорожных перевозках.

По его словам, с начала текущего года эти перевозки осуществляет не Северная железная дорога, а специально созданная Северная пригородная пассажирская компания (СППК).

Решением Федеральной службы по тарифам она обязана платить АО «РЖД» за использование подвижного состава, железнодорожной инфраструктуры – проще говоря, за то, что возит людей в арендованных вагонах по чужим путям. Причем с этих внушительных сумм берется еще и НДС 18%. В результате себестоимость пригородных перевозок стремительно растет, а вместе с ней и убытки. Покрывать же их за счет доходов от транспортировки грузов теперь невозможно.

– Выручка от продажи пригородных билетов компенсирует менее 10% наших затрат, – пояснил генеральный директор СППК Сергей Шутов.

Он надеется на федеральные дотации. А с регионом заключено соглашение о перевозках пассажиров и утвержден график движения, в целом аналогичный прошлогоднему, включая дополнительные поезда. Прежними остались и льготы.

Компания делает ставку на развитие. Так, планируется, что уже в этом году на участке Ярославль – Рыбинск привычный поезд будет заменен современным рельсовым автобусом в трех-четырехвагонном исполнении. По словам Сергея Львовича, вместимость каждого из салонов «автобуса на рельсах» вдвое больше, чем стандартного железнодорожного вагона. Уровень комфорта выше. Но так как СППК сама подвижным составом не распоряжается, то и определиться со сроками перемен пока не может. Зато вопросы обилечивания – точно в ее компетенции, и она рассчитывает навести с этим порядок.

Порядок нужен также в дотировании пассажирских перевозок, их организации, обслуживании транспортной инфраструктуры, установлении цен на моторное топливо – это подчеркивали многие выступавшие. К сожалению, на федеральном уровне большинство вопросов не отрегулировано. Областное законодательство тоже имеет множество белых пятен, в результате чего исполнительная власть пока не обладает достаточными полномочиями для проведения последовательной транспортной политики на территории региона.

Поэтому, по словам заместителя губернатора области Андрея Епанешникова, сейчас ведется работа над концепцией областной целевой программы транспортного обслуживания населения и разрабатывается законопроект «О транспортном обслуживании населения Ярославской области». Кроме того, уже во втором квартале текущего года предстоит утвердить методику определения экономически обоснованных затрат для возмещения убытков предприятиям, осуществляющим перевозки пассажиров – автомобильные, железнодорожные, речные и даже воздушные.

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе