На мокром месте

Не все жители Ярославской области могут выйти сухими из воды

«Как-то раз мой двор так залило, что воды было по пояс! Я к своему соседу на деревянной лодке плавал, – с улыбкой вспоминает 81-летний Александр Федотович Герасименко. – Жаль только, что нет больше лодочки. А то вдруг этой весной пригодится?

Участок в садоводческом товариществе «Мономер» в Ярославском районе Герасименко получил в 1982 году. И счастью его не было предела. Уж больно место живописное – в двухстах метрах от дома течет река Великая, которая впадает в Волгу. Но скоро садовод понял: не ровен час и все четыре сотки уйдут под воду, как Атлантида.

– Зимой и то из берегов выходит! Года четыре назад Рыбинское водохранилище сбрасывало воду, а Горьковское держало. Вот и хлынуло на нас, – рассказывает пенсионер. – В доме воды было 35 сантиметров! Полы все сгнили, меняли потом с сыном.

С тех пор Герасименко не устает придумывать новые способы, как обезопасить свое имущество.

– Для дивана «пьедестал» соорудим – возьмем четыре чурбака повыше и доску на них положим. Такие же для кресла сделаем и холодильника. А все остальное мы на второй этаж эвакуировали, – говорит он. – Соленья придется в гараж перевозить.

«Поплыть» этой весной может не только «Мономер». По словам начальника отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Ярославской области Юрия Лыкова, с наступлением половодья в зону риска традиционно попадают Ярославль, Рыбинск, Углич, Некрасовский район.

Точный прогноз развития паводковой обстановки метеорологи представят к 15 марта. Наихудшие сценарии известны, их два. Если к началу паводка снегозапасы превысят норму, Угличскому и Рыбинскому гидроузлам придется увеличивать сбросы воды. В результате на Волге образуются ледяные заторы, и некоторые территории могут быть подтоплены. В другом случае водохранилища Волжско-Камского каскада для перестраховки осушат до такой степени, что из-за маловодья с опозданием начнется навигационный сезон, снизится выработка электроэнергии.

– Мы больше опасаемся второго, – уточняет Лыков. – На 1 марта то же Рыбинское водохранилище было заполнено на 36 процентов, то есть Росводресурсы с запасом подготовили его к приему талых вод. В то же время глубина промерзания почвы составляет всего 10–15 сантиметров, поэтому земля сама сможет принять «лишнюю» влагу.

К наступлению большой воды вовсю готовятся на местах. В Рыбинском районе весна стала поводом к генеральной уборке: на расчистку дорог от снега выделено еще 16 единиц техники. На случай эвакуации автотранспортные предприятия готовы предоставить автобусы и грузовики. Во всех сельских поселениях созданы спасательные звенья из местных рыбаков.

– По одному из прогнозов, в зону подтопления могут попасть 10 населенных пунктов в Волжском и Назаровском сельских поселениях. Там проживают 205 человек, – информирует начальник отдела по мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Рыбинского района Василий Знамов. – Для них, как, впрочем, и для всех рыбинцев, предусмотрены пункты временного размещения.

Тутаевские коммунальщики расчищают сточные и кабельные канавы, канализационные колодцы. Убирают снег и там, где подтопление может угрожать газоперекачивающим станциям, распределительным сетям энергосистем. Потенциально опасный объект – кислогудронные пруды нефтеперерабатывающего завода в Константиновском. Впрочем, по словам начальника отдела по военно-мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Тутаевского района Андрея Чернова, подтопление прудам не угрожает.

– От паводка и польза есть. Чем он сильнее, тем меньше летом будут гореть торфяники, – рассуждает Чернов. – В Тутаевском районе их нет, но мы граничим с Большесельским, а там – Вареговские болота.

В поселке Некрасовское резиновые сапоги держат наготове жители 12 домов на Заречной набережной и улице Молодежной. Дома стоят на самом берегу Солоницы.

– Этой весной заторы могут образовываться на участках у Мининского острова, Бабаевского, Овсянниковского и Ульковского. В связи с этим уровень воды в Солонице может подняться, – объясняет заведующий отделом по военно-мобилизационной работе, ГО и ЧС администрации Некрасовского района Константин Копылов. – За сельское поселение Красный Профинтерн мы спокойны. Воду из Костромской низины перекачивают в Волгу две насосные станции. Напор сдерживают дамбы.

На случай их прорыва у ФГУП «Управление защитными сооружениями» есть запасы шлака, песка, песчано-гравийной смеси.

– Но вообще не зря же в народе говорят: «Малые снега – большие воды», – надеется Копылов. – А тут, значит, наоборот должно быть.

Александра СМОЛЯР

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе