Не ангелы

Удивительные эксперименты на детях, которые выявляют их истинную сущность.
Дети нечасто попадают в руки психологов-экспериментаторов: инструкции не всегда понимают, с дисциплиной проблема, самоанализа ноль, а этические нормы не позволяют призвать их к порядку. 
Любимая детьми сладость принесла науке неоценимые результаты. 
Фото: Slice of Chic/flickr


Но иногда ученым все же удается вдоволь оторваться, и это порой приводит к удивительным результатам: оказывается, дети вовсе не такие милые, как принято думать.


Стэнфордские зефирки

Оказывается, определить, насколько успешным во взрослой жизни будет ребенок, можно еще в раннем детстве. По крайней мере, если верить результатам исследования Стэнфордского профессора Уолтера Мишела, славного своими нетривиальными психологическими экспериментами. Исследование, которое позже назвали «зефирным тестом», началось в 1970-х годах и затянулось почти на сорок лет.

Детей усаживали по одному в отдельной комнате и клали перед ними одну зефиринку (вообще-то это был не привычный россиянам зефир, а его американская разновидность — маршмеллоу, которую принято жарить на костре или топить в чашке с какао). Экспериментатор объяснял, что сейчас он ненадолго выйдет и оставит лакомство. Если малыш продержится до его возвращения и не тронет зефиринку, то в награду получит вторую.

Дверь закрывалась, экспериментатор уходил и наблюдал за поведением оставшихся в одиночестве малышей из другой комнаты. Часть детей съедали зефир сразу, некоторые ерзали в кресле, ходили кругами вокруг стола, но сдавались и отправляли сладость в рот. Однако были и те, кому удавалось выдержать все 15 минут до возвращения исследователя и получить заслуженную награду. Из шести сотен юных испытуемых отложить получение удовольствия удалось всего 30 процентам.

«Зефирный эксперимент» давно стал классикой и повторяется в разных вариациях до сих пор. Однако самые интересные выводы ученые получили намного позже. Исследователи продолжали наблюдать за участниками эксперимента в течение долгих лет. Как выяснилось при первом обследовании в 1988 году, у терпеливой трети были лучше оценки в школе, меньше индекс массы тела, их реже тянуло к наркотикам и слабее били стрессы. И в дальнейшем участники с лучшей выдержкой продолжали оставаться успешнее слабовольных испытуемых.

А в 2011 году ученые собрали около 60 изрядно повзрослевших испытуемых — как терпеливых, так и торопливых — и провели большое исследование с использованием методов нейровизуализации. Тестирование, совмещенное со сканированием мозга, показало, что основные различия в активности у двух групп наблюдались в префронтальной коре и полосатом теле — участках мозга, которые традиционно связывают с обработкой информации о награде и развитием зависимости.



Сладкая соленая каша

Несмотря на все старания родителей, дети никак не хотят вырастать независимыми индивидуальностями, а стараются быть «как все». Этот эффект можно увидеть в старом советском фильме «Я и другие», который снял в 1971 году киевский документалист Феликс Соболев.

В сериях экспериментов, подготовленных психологом Валерией Мухиной, дошкольников проверяли на конформизм. И оказалось, что малышам ничего не стоило назвать черное белым, если именно так считали окружающие их сверстники.

Впрочем, наиболее показательным стал зафиксированный на кинопленке эксперимент со сладкой и соленой кашей. Кашу, выложенную на тарелку, посыпали сахаром, оставив один сектор, который наоборот круто посолили. Затем группе детей предложили все это попробовать. Первым трем малышам досталась сладкая каша, а четвертому — соленая. Трое, естественно, тут же сказали, что каша сладкая. И четвертому малышу ничего не осталось, как согласиться с мнением большинства. Правда, от следующей ложки «сладкой» каши большинство детей, которым она доставалась, почему-то отказались. Посмотреть, как проходил эксперимент, можно на видео по ссылке (с 01:33)




Сломанная игрушка

Впрочем, пересоленая каша — не самая большая неприятность, с которой дети сталкивались в экспериментах. Исследователи из университета штата Айова под руководством психолога Гаржины Кочанской, например, прибегали к банальному обману, чтобы найти у двухлеток совесть.

Малышам показывали игрушку — куклу или модель лодки. Экспериментатор рассказывал о том, как ему дорога была эта вещь, когда он был маленьким. Ребенка просили быть «очень осторожным» и оставляли его с игрушкой один на один. Впрочем, она была не простой, а с секретом: она ломалась сразу после того, как ребенок брал ее в руки.

Конечно же, малыши расстраивались, а вернувшийся экспериментатор молча демонстрировал печаль по поводу утраты. И наблюдал за реакцией малыша. Некоторые расстраивались всерьез и надолго, некоторые — не очень сильно. В любом случае, долго издеваться над детьми, кажется, никто не планировал, так как через минуту им приносили целую игрушку и утешали.

На первый взгляд, этот эксперимент выглядит достаточно бессмысленным, если бы не его продолжение. Как выяснили сотрудники доктора Кочанской, малыши, которые сильнее всего огорчались из-за разбитой игрушки, вели себя гораздо лучше в последующие годы. По крайней мере те пять лет, в течение которых за ними наблюдали психологи.



Горькая конфета

Еще более наглядный эксперимент, показывающий, как в беззаботную жизнь ребенка проникают социальные нормы, совокупность которых обычно принято называть совестью, провел советский психолог Алексей Леонтьев.

Трехлеткам предлагали заведомо невыполнимую задачу — достать какой-либо предмет, не вставая при этом со стула. Малыш на некоторое время оставался один, а экспериментатор наблюдал за ним из другой комнаты. Естественно, после ряда безуспешных попыток ребенок вскакивал с места, хватал то, что нужно было достать, и возвращался обратно. Тут же заходил экспериментатор и награждал «победителя» конфетой. И все бы было хорошо, но малыш конфету почему-то не брал, а если взрослый продолжал настаивать, начинал плакать. Конфета оказывалась «горькой», или, как объясняют психологи, ребенок сталкивался с конфликтом мотивов. С одной стороны, так хотелось взять вожделенный предмет, а с другой — надо было слушаться взрослого. Незаслуженная награда этот конфликт еще и усилила.


Незаслуженная награда делает собственную ложь совсем невыносимой. 
Фото: David D/flickr



Ложь во спасение

Впрочем, если эти самые социальные нормы в ребенка вколачивать в буквальном смысле слова, можно получить совершенно неожиданный (или, наоборот, ожидаемый) эффект. Очень хорошо это показывает эксперимент, который не так давно провели психологи из канадского университета Мак-Гилл.

Они выбрали малышей возрастом трех-четырех лет из нескольких дошкольных учреждений в Западной Африке. Места дикие, так что в некоторых детсадах там все еще разрешены телесные наказания.

Ученые посадили детей в комнату и предложили угадать, какой предмет от них спрятали. Естественно, экспериментаторы снова оставили малышей один на один с загадкой и, конечно же, большинство детей не устояло перед соблазном подсмотреть. Вернувшись, исследователь сначала спрашивал, подсматривал ли ребенок, а затем предлагал назвать вещь, которая была спрятана. Выяснилась удивительная вещь: дети, в садиках которых применялись наказания, гораздо чаще лгали и о том, что они не подсматривали, и о том, что же за предмет от них спрятали (то есть намеренно называли неправильный предмет, хотя точно знали ответ). То есть маскировали первую ложь второй, потому что боялись наказания. А вот малыши из учреждений, где наказания были не приняты, в большинстве своем признавались в жульничестве и честно отвечали на вопрос, что же было спрятано, разоблачая таким образом самих себя.



Страдания Бобо

Кстати, социальные нормы — это далеко не все. Дети с удовольствием примеряют на себя вообще все модели поведения, которые им удается увидеть. И не только наблюдая за родителями, но и глядя на голубой экран. Это еще в далекие 1960-е годы подтвердил психолог Альберт Бандура из уже упоминавшегося Стэнфордского университета.

Для эксперимента отобрали малышей в возрасте от трех до шести лет, которые ходили в университетский детсад. Каждому ребенку индивидуально показывали 10-минутный фильм, в котором взрослый человек избивал надувную куклу (ее звали Бобо) руками, ногами и подручными средствами. Фильм заканчивался по-разному: агрессора наказывали, хвалили, или он просто уходил из комнаты. Затем малышей приводили в комнату с игрушками, но играть с ними запрещали. Дети, понятное дело, расстраивались, и тогда на ближайшие 20 минут они попадали в другое помещение, где среди игрушек была кукла из фильма и всевозможное «оружие»: молоток, игрушечный пистолет, веревки.

Результаты исследования оказались вполне предсказуемыми. Дети точно копировали то, что они увидели на экране: били и пинали куклу, приставляли к ее голове пистолет. При этом мальчики предпочитали физическую агрессию, а девочки — словесную.

Этот эксперимент вошел в список классических, но его результаты, кажется, никого, кроме авторов учебников по психологии, не заинтересовали. Насилия и жестокости «специально для детей» с годами становится все больше, а интернет в любом утюге позволяет дотянуться до него так легко, как никогда в истории.



Есть ли жизнь без гаджетов?


Сегодня фраза «Ребенок играет в своей комнате» обычно означает только одно. 
Фото: henry…/flickr


И еще об интернете и гаджетах. Семейный психолог Екатерина Мурашова из Санкт-Петербурга три года назад провела по собственному признанию «опасный» эксперимент на 68 подростках-добровольцах. Каждый участник должен был восемь часов провести наедине с собой – без телефона, компьютера, телевизора и прочих средств коммуникации. Все остальное – спать, читать, мастерить, просто думать – по условиям эксперимента совершенно не возбранялось. До конца испытания смогли дойти только трое. Еще семеро продержались пять часов.

Выход из эксперимента участники объясняли тем, что они «больше не могли». Причем почти все испытывали вполне полноценную паническую атаку, а у многих появились даже физические симптомы: головокружение, тошнота, тремор и так далее. От отчаяния подростки катались на транспорте, готовили еду, хватались за бумажные книги, пытались даже делать домашнее задание, несмотря на то что дело было летом, в каникулы.

Зато после того, как эксперимент прервался и добровольцы смогли залезть с соцсети или воткнуть наушники, все неприятные ощущения как рукой сняло.

***

Описанные опыты отлично иллюстрируют, что дети отнюдь не такие бесхитростные ангелочки, какими их часто представляют родители. Но мы все равно их любим, может быть, такими даже больше.


Источник: Чердак
Автор
Снежана Шабанова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе