Ненавижу хороших людей

Не знаю, есть ли еще в каком-нибудь языке словосочетание "хороший человек" - в том значении, в каком оно звучит по-русски. Чтобы понятие "хороший" не было синонимом слов "достойный", "ответственный", "уважаемый" и вообще никак не аргументировало столь высокую оценку персонажа. А вот так вот просто - хороший человек и все. Потому что хороший. С чистой верой в то, что хорошие люди бывают сами по себе. Как некая классовая общность, претендующая на безоговорочное поклонение.

Я очень много писал про хороших людей - героев-одиночек, меценатов, культуртрегеров, цивилизаторов, бессребреников, - и чем больше я это делал, тем сильнее начинал их ненавидеть. Причин - несколько.

Во-первых, что бы ты ни написал про хорошего человека, твой текст ему никогда не понравится. Потому что хорошему человеку видней, каким именно образом он хорош. Кроме того, у хорошего человека всегда есть интересы, нацеленные - разумеется! - на спасение человечества от множественных проникающих недугов, и такой текст может этим интересам навредить, как ты не понимаешь?!


Хороший человек вообще всегда и всем недоволен, и это не черта характера, а неизбежное следствие его "хорошести". Позиция такого человека по отношению к окружающему миру - взыскующая, то есть сверху вниз, то есть я - начальник, весь мир - дурак. Дело в том, что как только хороший человек признает, что окружающие его люди и явления не так уж и отвратительны, его персональные лавры поблекнут. Поэтому презумпция несовершенства жизненного пространства (города, страны или хотя бы планеты) - это то, что такой тип будет защищать до последнего, и не надо у него этой презумпции отнимать, пожалейте человека.

Вторая же причина, по какой я из последних сил сдерживаю свое желание обозвать какого-нибудь замечательного человека каким-нибудь нехорошим словом, это то обстоятельство, что хорошие люди обожают собачиться друг с другом. И горе мне, если в одном тексте я попытаюсь нескольких красавчиков поставить рядом как равноправных героев. Если они и согласятся быть в этой истории не единственными всадниками на белом коне, если не устроят истерику с припевом: "Я с ним рядом даже на очко по нужде не сяду!" - все равно замучают подковерными откровениями о том, почему человек на соседнем белом коне - никакой не хороший человек, а только притворяется.

Вот то ли дело - плохие люди. С ними работать - одно удовольствие. Они не смотрят на тебя как на потенциального соратника, им достаточно того, что на какой-то период времени у вас обозначились общие интересы. Они не требуют от тебя жертв и не требуют, чтобы ты вместе с ними служил культу, смысл которого понятен только им одним. Они не насилуют реальность своими идеалистичными представлениями о ней и совсем не обижаются, когда ты отказываешься подержать реальность за ноги, чтобы она не убежала.

Плохие люди гораздо более плюралистичны, нежели хорошие. Они тоже смотрят на мир сверху вниз, но это не истерика прыщавого отрока, а скорее снисходительность матери к своим гиперактивным детям. "Ну да, ничего ты не понял и написал полную чушь. Но чего с тобой сделаешь? Ничего. Быть идиотом - твое законное право, иди печатай. Только фамилию мою исправь, пожалуйста: не Хреновый, а Хреновой. И судим по молодости я был не за воровство, а за грабеж: могу справку показать".

Чем больше я живу на свете, тем больше мне нравится общаться с плохими людьми, а с хорошими не нравится. У меня даже настоящие друзья среди негодяев появились. Сначала нам хватает просто общих интересов, потом как-то так получается, что мы уже общаемся ради удовольствия, а в какой-то момент вдруг с ужасом осознаем, что зачем-то занимаемся вместе каким-нибудь хорошим делом.

Одно из двух: либо я как человек тоже безнадежно испортился, либо "хороший человек" - это все-таки профессия, которой может заниматься кто угодно. И чаще всего профессиональными красавчиками становятся как раз люди в корне порочные. Потому что зачем настоящему хорошему человеку косить под того, кем он и так является? Незачем. А вот маскироваться под плохого ему как раз очень даже пригодится - это как защитная окраска. Слишком много вокруг развелось профессиональных ангелочков - того и гляди сожрут. 

Представители этой классовой общности - "хорошие люди" - как правило, ищут в этом титуле того, чего им не хватает в себе самих. Та железа, которая отвечает в человеческом сознании за выработку элементарных моральных представлений и просто позитивных представлений о себе, у этих людей работает плохо, поэтому они вынуждены регулярно прибегать к инъекциям синтетического заменителя. А синтетика есть синтетика: там, где у человека "плохого", не нуждающегося в инъекциях добра, действует "не укради", "не убий", "не возжелай", у "хорошего" всегда получается что-нибудь этакое, с побочным эффектом. И что самое неприятное - эта разновидность наркомании очень заразна. Например, подпавший под влияние "хороших" людей журналист - страшное зрелище, хоть психиатров вызывай. По себе знаю.

В общем, вот что, уважаемые хорошие люди. Я вас не люблю, я вас боюсь и писать о вас я больше не буду. Не приставайте ко мне со своими гражданскими подвигами, благотворительными проектами и горящими глазами. Свидетельство о себе - не истинно, а если о вашем благом деле мне расскажет кто-нибудь из людей плохих, то я и сам вас найду.

Дмитрий Соколов-Митрич, журналист

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе