Нищета привилегий

Любая льгота, принося что-то одной группе рядовых людей, отнимает это что-то у другой группы

Принято считать, что в привилегиях у нас купается только чиновно-коммерческая верхушка. Это неправда. Мы страна поголовных привилегий. 

Просто у каждого они свои. Мигалки, откаты и стрельба по реликтовым зверям с вертолета — это действительно утехи избранных. Но и почти всякий рядовой человек у нас тоже наделен хоть одной какой-нибудь привилегией. Часто даже и несколькими.

Вот, скажем, в стране 60 млн квартир. И у каждой есть владельцы или официальные пользователи, оплачивающие жилищно-коммунальные услуги ниже себестоимости. Насколько ниже — вопрос спорный. Но в центре и на местах чиновники сочиняют стандарты оплаты, регулируют тарифы, выдают субсидии жилкомхозу. Привилегия работает. Ее отсутствие живо ощущает любой, у кого ее нет, кто не родился квартирообладателем или не унаследовал этот высокий статус.
Он должен либо купить себе жилье, переплачивая в разы против себестоимости, либо снимать его у официальных квартиродержателей, опять-таки выплачивая им в несколько раз больше, чем стоит его содержание. Статистика не очень осведомлена насчет численности этого слоя ущемленных граждан, но можно думать, что в нем десятки миллионов людей. Власти в упор их не видят, зато хлопоты о квартиродержателях постоянно в центре официальной пропагандистской трескотни, особенно на местах.

Вкус привилегии чувствуешь, когда сравниваешь себя с теми, кто ее лишен.

В городах с населением от ста тысяч и выше живет 68 млн человек, половина страны. И уж конечно им есть чем козырнуть перед другой половиной. Помимо многого прочего, например, привилегией пользоваться городским транспортом, оплачивая только часть реальной стоимости проезда. С этой стоимостью история такая же, как и с тарифами ЖКХ. Из-за подавления рыночной конкуренции себестоимость транспортных услуг — величина условная. Но поскольку казенные субсидии выделяются, значит, привилегия налицо.

А каждый пятый гражданин страны живет в мегаполисе, городе с населением больше миллиона. Понятно, что у него есть много такого, чего нет у остальных четырех пятых. А каждый девятый вообще обитает в столицах. Тут и объяснять не надо, слишком понятно.

А вот что объяснять бесполезно, так это наша пенсионная система. Казалось бы, пенсии посредственные, коэффициент замещения даже после всех грандиозных повышений колеблется сейчас около 35%. Вроде уж тут привилегиям места нет. А на самом деле их целый букет. Ведь у нас не просто низкий пенсионный возраст, но и множество профессий, дающих право на еще более ранний выход на пенсию.

В результате из почти 40 млн российских пенсионеров (34% всех женщин страны и 20% мужчин) примерно 12—15 млн (десятая доля граждан страны) — это люди вполне трудоспособные по возрасту и здоровью. Имеющаяся у них возможность получать и пенсию, и зарплату — безусловная привилегия как перед теми, кто делает ту же работу, но живет только на зарплату, так и перед пенсионерами старших возрастов, которые работать уже не могут и должны обходиться одной скромной пенсией.

Каждая из вышеперечисленных (а также и любых других) привилегий, даруемых свыше рядовым людям, имеет три общих признака. Во-первых, каждая реально действующая привилегия, будь то регулируемая квартплата или льготы при выходе на пенсию, восходит к старинным советским установлениям.

То, что когда-то было заведено и гарантировано старым режимом, то и поддерживается нынешними властями, хотя бы и в полупризрачном виде.

А все новое и непривычное, все, что появилось в новейшую эпоху, никаких привилегий (для простых людей) не рождает. Скажем, система поддержки безработных так и осталась фикцией, хотя потребность в ней очевидна.

Во-вторых, любая привилегия, принося что-то одной группе рядовых людей, отнимает это что-то у другой группы. Причем сплошь и рядом одни и те же люди выступают в обеих ролях. Скажем, семидесятилетний горожанин может выступать и как привилегированная персона в качестве владельца собственной квартиры, и как потерпевший в роли получателя заниженной пенсии.

И, в-третьих, каждая привилегированная группа граждан обязательно оказывается в одной лодке с какой-нибудь паразитической чиновной бизнес-структурой, которая как раз и оказывается конечным выгодополучателем. Льготы по жилищно-коммунальным платежам идут в сцепке с принудительно навязываемыми услугами контор по обслуживанию домов. Льготы за проезд — с транспортными фирмами, взявшими в долю начальство и только за это, а вовсе не за качество работы допущенными к перевозке пассажиров. Именно поэтому вся сеть таких «народных» привилегий не столько смягчает общественные проблемы, сколько надежно блокирует их решение.

Ведь подлинной общественной проблемой является малодоступность жилья, а также скверное и расточительное содержание того, которое есть. Для решения этих задач нужны вовсе не регулируемые чиновниками тарифы, не выдаваемые ими субсидии и не монопольные структуры, пускающие эти субсидии в дележку. Ровно наоборот, необходим конкурентный рынок строительных и обслуживающих фирм, а также власти в качестве инстанции, контролирующей соблюдение правил игры, а не в нынешней своей роли хамоватого и вороватого игрока.

Точно так же и задача пенсионной системы — вовсе не консервация многочисленных советских правил и еще более многочисленных исключений из этих правил, а достойное обеспечение тех, кто не может работать по возрасту или болезни. И все. Даже простой переход к принципу: пенсии получают только те граждане обоего пола, кому исполнилось 60, а также инвалиды — уже сократил бы число получателей пенсий на 10 миллионов и поднял бы коэффициент замещения (при сохранении того же уровня расходов, что и сейчас) примерно до 50%.

Такая политика сегодня невозможна: ее вряд ли поддержат снизу и уж точно не станут проводить сверху.

Наше общество с его корпоративно-феодальной властью, с его сословиями и кастами, с его запутанной сетью привилегий и дискриминаций невероятно архаично для европейской страны.

Но его модернизация, если это слово вообще имеет какой-то смысл, может начаться только с общего сплочения вокруг стратегических общественных задач, а не с зацикливания рядовых людей на групповых привилегиях на фоне попыток начальства пристроить к феодализму IT-технологии.

Сергей Шелин 

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе