Опера «Тангейзер» — вопрос этики, а не цензуры и мракобесия

Почему Марк Захаров, Галина Волчек, Александр Калягин и другие уважаемые деятели искусства добавляют масла в огонь скандала и требуют увольнения министра культуры Владимира Мединского.
© Александр Кряжев/РИА Новости

Негативное восприятие обществом, церковью и Минкультом скандальной оперы Тимофея Кулябина «Тангейзер», поставленной на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета, вызвало бурю негодования у видных мэтров отечественного театра и кино. 

Знаменитые деятели культуры углядели во всей этой истории начало нового витка мракобесия и аппаратной цензуры со стороны далеких от искусства чиновников и моралистов от РПЦ, рубящих на корню всякое творческое начинание.

Как ранее сообщал «Ридус», новая постановка оперы Вагнера «Тангейзер» вызвала широкий общественный резонанс после заявления митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сказал, что в спектакле не по назначению используется церковная символика.

Действие оперы «Тангейзер» перенесено в современность. Рыцарь по имени Тангейзер является в образе кинорежиссера, который снимает фильм о ранних годах жизни Иисуса Христа. В постановке присутствуют эротические сцены и ненормативная лексика.

Возмущенная православная общественность устроила в Новосибирске против «Тангейзера» многочисленный митинг, который собрал порядка трех тысяч человек. Акцию поддержали действующие священники РПЦ, представители местной власти и депутат Госдумы Николай Валуев.

В связи с «осквернением предметов религиозного почитания» прокуратура возбудила административные дела в отношении режиссера-постановщика Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра Бориса Мездрича. Но в конце марта суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления.

Тем не менее за постановку «Тангейзера» директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич был уволен, а Тимофею Кулябину пришлось поплатиться профессиональной репутацией. Некоторые общественные активисты и блогеры нарекли режиссера «отпетым эротоманом», который твердо решил сделать имя на «постельных» постановках, оскорбляющих чувства верующих и заставляющих классиков переворачиваться в гробах.

В пятницу, 31 марта, новый директор Новосибирского государственного театра оперы и балета Владимир Кехман распорядился снять скандальную оперу «Тангейзер» из репертуара театра.

При этом Кехман отметил, что посмотрел видеозапись спектакля и был поражен высоким музыкальным качеством, прекрасной работой труппы и дирижера. Однако, несмотря на все достоинства постановки, новоиспеченный директор уверен, что «Тангейзеру» в репертуаре не место, так как отдельные элементы оперы выглядят кощунственными и оскорбительными для верующего человека:

Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «Я пою только потому, что Господь дал мне талант, а без Господа я никто». То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников.

Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России («КиноСоюз») выступил с официальным заявлением о скандале вокруг постановки оперы Вагнера «Тангейзер». Марк Захаров, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Галина Волчек и другие поддержали уволенного Бориса Мездрича и потребовали отставки министра культуры Владимира Мединского.

Последовательно выступая в защиту свободы художественного творчества от мракобесия, «КиноСоюз» считает вопиющим произволом увольнение директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Мы требуем немедленного восстановления Мездрича в должности и смещения министра культуры Владимира Мединского, который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой. Министр культуры, противопоставивший себя людям, которые формируют эту культуру в стране, должен быть отставлен, приводит текст заявления ИА REGNUM.

«Не будем забывать, что церковь — это все-таки земное учреждение, и священнослужителям свойственны некоторые заблуждения и комплексы, которые время от времени испытываем все мы, грешные люди. Сегодня, наблюдая особое рвение духовенства в отношении контроля над произведениями искусства, я иногда думаю о том, что и мне хочется поучаствовать в строительстве храмов, вмешаться в процесс и даже поломать некоторые нынешние проекты — сделать другой формы маковки или переделать алтарь так, как нравится мне. Но я молчу, понимая, что это недостойно нормального человека — у меня нет права вмешиваться в церковные дела. Почему же некоторые представители церкви считают, что им позволено все?», — пояснил свою позиции художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.

Худрук Театра имени Ермоловой Олег Меньшиков поспешил назвать чудовищным и неприемлемым сам факт того, что театральная постановка стала объектом внимания правоохранительных органов:

Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства — значит, в государстве возрождается цензура.

Создается впечатление, что уважаемые люди от искусства отнеслись к ситуации с «Тангейзером» чересчур эмоционально и лично, восприняв действия Минкульта и православных верующих, как посягательство на право художника творить.

Но позволим себе наглость отметить, отбросив всякие эмоции, что скандал вокруг постановки Кулябина — скорее вопрос этики, а не государственной или религиозной цензуры, чего опасаются творческие люди.

Как известно, главным «инквизитором» в вопросах этики является каждый художник сам для себя лично. 

Иначе это еще называется самоцензурой, которой на протяжении многих лет придерживались те же Марк Захаров, Олег Меньшиков, Галина Волчек и многие другие. Кто-нибудь из них хоть раз позволил себе изобразить на сцене Иисуса Христа в образе порноактера или еще что-нибудь в этом же духе? Нет, свое видение мира они доносили до зрителя путем совершенно иных выразительных средств, более приятных, заставляющих плакать, смеяться, думать. Никто из них не приобрел известность, унизив кого-либо или задев чьи-то чувства. Даже голодные и фривольные девяностые годы прошлого века не заставили этих уважаемых людей отступиться от своих моральных принципов и встать на тропу эпатажа ради большей славы, барышей и скандальных заголовков на передовицах газет.
Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе