Раковый корпус

Рыбинские чиновники решили перетасовать онкологических больных как карты в колоде 

Не поднимайте волну 

Онкологическое отделение, работающее в Переборах на базе больницы № 4 с 1967 года, еще никто не трогал, даже в самые тяжелые времена. Тихая окраина города, небольшой парк на берегу водохранилища – это все, что осталось у некоторых больных в этой жизни. Многие скрывают неизлечимый диагноз от соседей, коллег по работе. Этот уголок бережет их тайну – чужие сюда не приезжают. А врачи идут навстречу, пишут в больничных листах другие диагнозы. 


Решение чиновников городской администрации Рыбинска о переводе онкологического отделения из горбольницы № 4 в горбольницу № 5 стало громом среди ясного неба. 

Шокированные медики теперь обращаются в различные инстанции, в том числе и к главному онкологу России. Онкологические больные написали президенту Медведеву. 

– В начале июня главного врача нашей больницы Ларису Гатчину внезапно вызвали в городской департамент здравоохранения, – рассказывает главный онколог Рыбинска Александр Соколов. 

– В кабинете присутствовало руководство департамента и главврач больницы № 5 Владимир Логинов. Директор Департамента здравоохранения Наталья Румянцева объявила, что принято решение о переводе онкологического и гинекологического отделений из четвертой в больницу № 5, а из пятой в четвертую терапевтического отделения. Тут же главврачей предупредили, чтобы с коллективами ничего не обсуждали, мол, не нужно напрасных волнений: решение уже принято. 

Решение придется утверждать на Совете депутатов, так как оно касается финансовых вопросов. Лучше это сделать втихаря, тем более что большинство депутатов во главе с председателем, как говорят, всегда проголосуют как надо. Лариса Гатчина, в отличие от своего коллеги, не смогла скрыть от коллектива шокирующую новость. Медики возмутились – они никак не могли понять проект чиновников. Все на местах, все работает, показатели по уровню лечения у рыбинских онкологов лучшие в области и одни из лучших в России. Тогда зачем тасовать больных – одних сюда, других – туда? Поэтому медики во главе с главным онкологом Александром Соколовым явились на заседание Совета. 

Не желаю участвовать в бардаке 

С трибуны Наталья Румянцева расхваливала депутатам новый проект. 

– Мне это стыдно вам сейчас говорить, – наигранно пряча глаза, призналась она, – но в больнице № 4 даже нет реанимации. А там онкобольные. 

– Это же преступление, – согласился с ней председатель Совета Эдуард Литовский. 

При этом Литовский не уточнил, кто совершил преступление, – департамент во главе с Румянцевой, который никак не хочет выделить деньги на создание реанимационного отделения, или врачи четвертой, которые за весь прошлый год допустили всего один случай смерти после операции – 77-летней старушки, страдавшей тромбоэмболией? 

Оказывается, виноваты именно врачи, ведь из-за отсутствия реанимации за год больница № 4 недополучила четыре миллиона рублей из фонда Обязательного медицинского страхования. Другого преступления на горизонте не видно. Стоит пояснить, что в больнице есть палата интенсивной терапии (ПИТ), где выхаживают послеоперационных больных, в том числе и онкологических. 

Разница между ПИТ и реанимацией лишь в том, что в реанимации дежурит отдельный врач, а в ПИТ – медсестра, которая приглашает дежурного врача. Как объясняют медики, реанимация нужна лишь в экстренных отделениях. В четвертой больнице все плановые. До операции больного наблюдает консилиум из трех врачей – онколога, химиотерапевта, радиолога. После операции его направляют в ПИТ под наблюдение. Значит, напускная застенчивость Натальи Румянцевой была рассчитана на дилетантов от медицины. Когда ситуацию объяснил главный онколог города, некоторые депутаты со словами «Я не желаю участвовать в этом бардаке» вставали и уходили. Поэтому принятие решения отложили до осени. 

Что сказал онколог 

Александр Соколов говорит, что такое решение продиктовано чем угодно, но не заботой о больных. Некоторые онкобольные требуют радиологического лечения. Установка есть только в больнице № 4. Это отдельно стоящее, специально оборудованное здание с метровыми стенами – все же радиация. Лицензия получена до 2012 года. Перенести установку в пятую больницу, тем более получить лицензию, практически невозможно. Никто не разрешит переносить источник радиации в центр города. 

Наталья Румянцева считает, что больных можно будет возить на радиологию на «скорой». 

– Если бы Наталья Михайловна когда-нибудь работала простым врачом, а не чиновником, она бы знала, как будут чувствовать себя тяжелые лежачие больные, когда их повезут за 10 километров и обратно на радиологическое лечение, – вздыхает бывший главврач больницы № 4 Галина Полозкова. – Это же нестерпимые муки – больные не выдержат. 

За полчаса до облучения человеку вводят противоопухолевый препарат, который вызывает рвоту. После процедуры некоторых приходится выводить под руки или выносить. И так ежедневно, в течение месяца. Медики говорят, что дополнительные поездки станут не только издевательством над тяжелыми больными, но и лишними тратами бюджета. Они подсчитали, что поездки обойдутся в 5 миллионов рублей в год. 

Немало средств придется выложить на переоборудование помещения пятой больницы. 

К тому же на лечение онкобольных придется получать лицензию. В четвертой больнице она действует до конца 2010 года. Еще нужно переоборудовать помещения под две перевязочные. Чиновники от медицины планируют перенести в пятую маммограф из четвертой. А это тоже немалые затраты. 

– Мы не знакомы со сметами, поэтому не знаем, сколько все это будет стоить, – говорит Александр Соколов. – Но, думается, немало. А мы просили для оборудования круглосуточной реанимации 1,250 тысяч. Подавали обоснованные сметы, но денег не дали. Видно, легче потратить большие деньги на переезд, деньги-то не свои, бюджетные. 

Наталья Румянцева, используя известный риторический прием, говорила на заседании Совета: «Только пусть медики не говорят о том, что им неудобно ездить на работу на новое место! Больным к ним удобно, а им нет! Мы всех гарантированно трудоустроим, так что тут говорить не о чем». Только вот медики об удобстве и не заикались, тем более половина из них живет рядом с предполагаемым новым местом работы. 

Слухи и факты 

Любой нормальный человек скажет – да выделите больнице 1,250 тысяч на оборудование реанимационного отделения, и пусть себе зарабатывают четыре миллиона в год от ОМС. Ан нет, гораздо легче вогнать бюджет в большие траты, заставить помучиться и пострадать больных, но осуществить собственный проект любой ценой. 

Поговаривают, что этот вариант предназначен для уничтожения онкологической помощи в Рыбинске. Слух порожден удачным местонахождением здания «четверки» – на берегу водохранилища. Почему бы здесь вместо больницы не организовать яхт-клуб с гостиницей? Известно, что терапия – самый дешевый вид помощи по обязательному ОМС, обычно она поддерживается за счет других отделений. Самостоятельно больница с одной терапией просуществует два-три года. Дальше ее закроют – здание готово к продаже. 

Второй вариант развития событий тоже интересен. Хирургия, гинекология, а особенно онкология – самые хорошо оплачиваемые виды лечения по ОМС. Значит, больница № 5 станет самой «зажиточной» в городе. 11 октября у руля Рыбинска встанет новый мэр. Поэтому неизвестно, усидит ли в кресле нынешний глава здравоохранения – Наталья Румянцева. Вот и поговаривают, что место главврача хорошо обеспеченной больницы – плацдарм для отступления. 

Источники, близкие к официальным, не исключают, что в Рыбинске вообще не останется онкопомощи. Известно, что в Ярославле планируется открыть онкоцентр на базе областной онкологической больницы. На нем и погорел зам губернатора Константин Устюгов, который находится нынче под следствием. Так вот, говорят, заполнение площадей онкоцентра планируется в том числе за счет рыбинских больных. Может, поэтому в составе комиссии, которая изучала деятельность больницы 

№ 4, был директор областной онкологической больницы Александр Сенин, не имеющий медицинского образования. 

Правда это или нет – поживем – увидим. 

Комментарий Ирина Барышева, заместитель директора Департамента здравоохранения г. Рыбинска: 

– По вопросу перевода отделений в Рыбинске работала областная комиссия. Она выявила целесообразность перевода. Поэтому до конца года вопрос с переводом будет решать областной департамент и мы. 

Светлана Будилкова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе