РАССЛОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Президент Медведев заявил, что в России недопустимо расслоилось население.

   Выступление Дмитрия Медведева на Ярославском форуме совпало с крупнейшей авиакатастрофой этого года, и хотя спекулировать на этой теме немыслимо, вовсе избежать ее тоже не получится. Все слишком наглядно: сегодняшняя российская жизнь как раз и есть катастрофа - и нравственная, и техногенная, - на фоне которой происходит непрерывный разговор, часто с участием международных наблюдателей, о том, что все у нас неплохо, хотя есть отдельные недостатки


   В Ярославле, допустим, от Медведева дождались сенсационного заявления о том, что в России недопустимо расслоилось население: 10 процентов живут очень хорошо, а остальные очень плохо. Правда, цифры назывались странные: эти 10 процентов получают якобы в 15 раз больше, нежели беднейшие. Как-то мне кажется, что эти цифры занижены в тысячи раз, но спасибо уже и на том, что на высшем уровне констатирована главная проблема государства: у нас более или менее хватает маргиналов с обеих сторон, но катастрофическая непонятка с тем нормальным средним уровнем, классом, слоем, который составлял основу стабильности - да и прорывов - в позднесоветские времена.

   У нас много богатых и много бедных, чье положение вряд ли изменится. В России есть крайние левые и крайние правые политические партии, но большую часть политического спектра занимает невнятное, внеидеологическое, бесцельное и бессмысленное образование под названием "Народный фронт", а в сердцевине у него "Единая Россия", которая тоже и не движение, и не партия, и не идеология, а совершенное не пойми что. Есть любимый тезис лоялистов о том, что "в магазинах есть все" - но это смотря в каких магазинах. Вот в "Азбуке вкуса" уж подлинно есть все - но рассчитана она, понятное дело, не на мидлов. В добавление к этому тезису замечу, что и в возрастном спектре отечественного населения, как ни странно, наблюдается та же закономерность. У нас замечательные дети и отличные старики, и это почти всегда так, на всем протяжении родной истории, а самый дееспособный возраст, опора страны, пребывает в нравственном разброде, и, озирая, скажем, сегодняшнее свое окружение, я замечаю удивительную вещь. Больше всего мне нравится общаться либо с моими учениками, либо с моими же учителями в литературе и профессии, - а вот с ровесниками говорить почти не о чем: все, что они могут сказать, я давно знаю, и в глазах у них все та же вечная растерянность людей, потерявших одну страну и не создавших другую.

   Вероятно, сама местная жизнь предполагает такой разброс - то есть люди, способные выдержать ее прессинг и чего-либо здесь добиться, становятся почти наверняка сверхчеловеками или, по крайней мере, профессионалами довольно высокой пробы, а те, кого эта жизнь ломает, с высокой долей вероятности попадают в люмпены. Есть и большинство, которое этих условий не выдерживает, но и не опускается на дно; не достигает высот, не свершает подвигов, но и не разлагается заживо. Это то самое большинство, которое мы выдаем в припадке самоутешения за средний класс - и которое, земную жизнь пройдя до половины, не может похвастаться ровно ничем, кроме того, что оно до сих пор живо и кое-как обеспечивает себя. Это те, кто может быть определен только апофатически, через "не": не верят государству и не помогают ему, не любят свою работу и не могут ее бросить, не интересуются политикой и не задумываются о смысле... Эти люди существуют не в среднем, а как бы в подвешенном слое - и представляют собой, если честно, довольно жалкое зрелище. Но именно таков среднестатистический российский избиратель, и результаты голосования у него предсказуемые.

   Так что беда российского общества не в том, что - как полагает Дмитрий Медведев - оно слишком сильно расслоилось. А в том, что хоть какое-то качество наличествует у этого общества только по краям: среди "верхних десяти тысяч" или среди заведомо маргинальных низов.

   Есть первосортные богачи и такие же эталонные бедняки. А средний класс отличается прежде всего посредственностью: все, чему надлежит быть основой и опорой, у нас очень плохое. Иначе и не может быть в нашем мире, где реализация обставлена невероятными трудностями и бессмысленными препонами, где все мешает человеку стать человеком - и все склоняет превратиться в невнятный полуфабрикат, готовый терпеть такое же невнятное начальство.


Дмитрий Быков


Профиль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе