Для этого надо взять способного подполковника и сделать его генералом, и так тысячу раз — и новые генералы за Сердюкова глотку перегрызут. Понимает ли это Сердюков? Наверняка. Но, как вы понимаете, создание офицерского корпуса, лично преданного новому министру обороны и выигравшего от реформы, будет автоматически воспринято как попытка государственного переворота, и более того, таковой неизбежно и закончится.
Или возьмем медведевскую модернизацию. Предположим, Медведев способный администратор и умеет хоть что-нибудь, кроме как после долгих творческих мук родить послание президента о помощи детям. Предположим, он действительно построил бы некий оазис, в котором началась модернизация. Результат был бы тот же самый — появление слоя людей, от модернизации выигравших, и потому заинтересованных в продолжении модернизации и укреплении власти модернизатора.
То есть модернизация стала бы государственной изменой.
То же самое — политика России на Кавказе. Легко ли навести порядок в Ингушетии или Дагестане? Это нелегко, но возможно. Но для этого опять же нужен сильный правитель, окруженный людьми, которые всем ему обязаны и которые готовы за него умереть. Согласитесь, если против России там сражаются люди, которые живут так, как будто уже умерли, так и с этой стороны должны быть такие же люди.
Между тем Кремль делает все, чтобы предотвратить в республиках появление сильных лидеров. Он либо назначает на Кавказ заведомо слабых правителей (например, Магомедсалам Магомедов в Дагестане), либо, назначив сильного и порядочного человека (как Юнусбек Евкуров в Ингушетии), делает все, чтобы уменьшить его авторитет.
Конечно, на Кавказе-то есть исключение: Рамзан Кадыров. Но это исключение лишь подтверждает правило. Кадыров окружен людьми, которые всем ему обязаны и готовы за него умереть. И что, может ли Москва перечить Кадырову?
Юлия Латынина
обозреватель «Новой»
Новая газета