Сексуальное просвещение, скрытые желания и рыночная апроприация: как порно влияет на личность и общество

Культуролог и художница Мариам Найем, психиатр, сексолог и бывший глава комиссии для трансгендеров Дмитрий Исаев‌‌1 и арт-критик и со-основатель запрещённого в России медиа-лейбла ЛУЧ Анатолий Ульянов рассказали Дискурсу о том, зачем люди смотрят порно, какую образовательную роль оно выполняет, какое видео предпочитают женщины, является ли порно продуктом исключительно для мужчин и стоит ли его декриминализировать2.

«Сексуальная революция у нас произошла». Интервью культуролога и художницы Мариам Найем

— Мариам, что такое порно?

Порнография — это культурный продукт, который всегда сопровождал человечество: на протяжении всей мировой истории и по сей день она изображает то, что возбуждает людей, просто на разных этапах изменялись форма и восприятие общества к показу эротических изображений. Например, во времена Франсиско Гойя его картину «Маха обнажённая», вполне возможно, относили к порнографии, называли срамотой — сейчас мы едва причислим её хотя бы к эротике.

— Сексуальная революция в России случилась?

Понятием «революция» весьма легко спекулировать, его употребляют как к месту, так и не к месту, поэтому давайте обозначим, что оно из себя представляет. С точки зрения определения, революции происходят, когда вектора меняются полностью. Как мы знаем, в Советском Союзе не было женской контрацепции (отсутствовали противозачаточные таблетки), и поскольку этот этап мы благополучно прошли — ведь сегодня девушки могут заниматься сексом так, как посчитают нужным, полностью контролируют деторождение, — то в плане предохранения, понятное дело, сексуальная революция свершилась. Но не только. К ней можно отнести такие отдельные изменения как отсутствие осуждения внебрачных детей, табу на добрачный секс или ранние браки. Даже на примере того, как мы и наши родители относимся к сексуальной культуре — видно, что они несколько закрытые, — можно сделать вывод, что сексуальная революция у нас произошла, хотя, по понятным причинам, несколько позже чем на Западе.

— Почему в России нет диалога: не обсуждают плюсы и минусы порнографии?

Предпосылки нынешнего отношения общества к порнографии стоит искать в прошлом, в детскую пору (в среднем мальчики [впервые] смотрят порнографию лет в 12, и это первое что они знают о сексе), когда люди начинают интересоваться своей физиологией, испытывают первые ростки влечения к противоположному полу и постепенно вбивают соответствующие запросы в интернете. Родители, как правило, не утруждают себя объяснениями таких моментов, что на самом деле только полбеды: хуже, когда в школе на уроках, связанных с религией, вбивают в голову, что просмотр порнографии — это грех. И сейчас мы имеем такую ситуацию, что люди в России, Украине стесняются своих естественных потребностей, своего тела и не могут до конца раскрепоститься — на своих лекциях я наблюдаю, как люди в первые полчаса испытывают дискомфорт, поскольку тема достаточно щепетильная. И это учитывая, что на мои лекции ходят люди 18+, которые, разумеется, давно знакомы с порнографией.

— РПЦ мешает декриминализации2 порно в России?

Само существование РПЦ не является основной причиной отсутствия легализации порнографии в России, хотя, безусловно, она замедляет вхождение страны в пространство её декриминализации. И не только у вас. Если провести параллели с Украиной, то исходя из моих культурологических данных и несмотря на то, что у нас с вами абсолютно разная история сексуального развития, отношения к девственности, к телу и, как следствие, что мы более раскрепощены, — порнография у нас также криминализирована.

Важнее не то, что, по моему мнению, украинцы более раскрепощены, а то, что развитие сексуальной культуры у нас разное, а законодательство весьма схоже. Ну и конечно же, когда я говорю о России, я имею ввиду всю страну, а не ту часть, которая имела непосредственную связь с Киевской Русью.

Относительно влияния РПЦ — возможно у вас сказывается консерватизм, старомодность взглядов церкви вкупе с настроениями общества, которое, видимо, еще не может представить порнографию вне экрана своих гаджетов. Однозначно можно сказать только, что в России просто не готовы к таким кардинальным изменениям, а если говорить на уровне принятия законов, то эти вопросы, возможно, вообще там покажутся третьестепенными.

— Стоит верить статистике PornHub?

Эти данные меня не удивили, и я не думаю, что эта информация заслуживает пристального внимания — в силу того, что в России и на Украине люди смотрят порнографию не на PornHub, а во ВКонтакте, и это огромнейший сегмент. Более того, многие иностранцы регистрируются во ВКонтакте как раз потому, что там бесплатная порнография всевозможных жанров. Надеюсь для вас это не стало инсайдом. Хотя я понимаю, почему интересны все эти инсайды от PornHub, поскольку здесь мы имеем какие-то цифры, big-data, но в тоже время их инфографики вызывают вопросы, которые, однако могут стать хорошим подспорьем для дальнейших исследований.

— Почему упругие ягодицы в США стали трендом?

Подобные предпочтения формируется масс-культурой, сексуальность — это социальный конструкт, т. е. то, что в данный момент культивируется в обществе — задает моду. Например, уже довольно длительное время на территории СНГ распространен культ худого стройного тела, в то время как в США буквально недавно появился тренд, связанный с большими ягодицами, чему активно способствует Ким Кардашян, Никки Минаж и массмедиа, популяризирующие тип «песочной фигуры» — разумеется, все это повлияло на запросы с соответствующей порнографией. У нас на постсоветском пространстве люди, массмедиа продолжают акцентировать внимание на большой груди, посмотрите хотя бы на статистику того, как часто женщины её увеличивают. Однако, благодаря глобализации, мода на «песочную фигуру» к нам тоже начала приходить, появляются школы тверка, девушки накачивают попу в тренажерных залах, делятся фотографиями в социальных сетях — здесь стоит пояснить, что физиологически славянский типаж фигуры не предполагает широкие бедра, как, например, в Индии или в странах Латинской Америки, поэтому нашим девушкам требуется коррекция внешности.

— Почему популярно лесбийское порно?

Феномен популярности лесбийской порнографии вполне объясним, даже очевиден, и чтобы это понять, мы должны задать себе вопрос: что необходимо для того, чтобы стать порноактером в гетеросексуальном порно? Во-первых — это, конечно, большой пенис, а во-вторых — «умение работать 6 часов и больше». Понятное дело, далеко не всякий мужчина обладает хотя бы одним из этих атрибутов, в особенности последним, но это не столь важно, поскольку ключевой момент в следующем — внешность мужчины не играет никакой роли в стандартной порнографии. Именно этот момент задевает представительниц прекрасного пола — мужчины страшные, и это бесит, а в гейском или лесбийском порно задействованы достаточно привлекательные люди — мужчины, женщины, они все там очень красивые, и потому женщины предпочитают любоваться ими. Все очень просто.

— Говоря о сексе, есть мнение, что девушки «ломаются», когда мужчины хотят анального секса. Почему?

Самая главная ошибка таких рассуждений — это стремление все обобщить, давайте признаемся, что не все мужчины мечтают заняться анальным сексом и уж точно не все женщины ломаются. Сама формулировка «ломается» полностью вытекает из масскультуры и, кстати, негативно сказывается на сексуальном развитии. Женщины на протяжении долгого времени боролись как раз с таким предубеждением, потому что, собственно, никто и не ломается — это просто вопрос отношения к телу, девушки должны относится к своему телу как части своей личности, к своей собственности, а не как к подарку и калыму.

— Порно ориентировано на мужчину? (как говорил Филип Зимбардо)

Основная идея Зимбардо в том, что негативное влияние порнографии больше всего сказывается на мужчинах, то есть чересчур продолжительный просмотр — когда порнография полностью заменяет секс — отрицательно влияет на эрекцию. Потом, кстати, Зимбардо и вовсе предсказывает вымирание мужчин от онлайн-порнографии и видеоигр. Что касается девушек, просматривающих порно, то все просто — сказываются последствия феминизма, который предоставил женщинам права на удовольствие, на познание собственного тела, чего раньше не было. Вот даже Монтгомери в своей книге «История порнографии» утверждал, что порно нацелено на мужчин, но ориентиры постепенно сдвигаются и, если не ошибаюсь, по-моему, пиарщик PornHub уже говорил, что будущее порноресурсов стоит за тем контентом, который желает женщина, — не удивляйтесь, девушки совсем не против смотреть порно.

— По-твоему, порно стимулирует агрессию?

Вот существует множество спекуляций относительно того, связаны ли они, и эту схоластику пора бы прекращать и близко к ней не возвращаться, потому что уже есть хорошие качественные исследования, которые говорят, что на уровень агрессии порно никак не влияет. Влияет как раз табуирование порнографии, мастурбации и, честно говоря, вообще любые табу в принципе рано или поздно вызывают аллергическую реакцию в обществе. Поэтому предположения или даже убеждения, что порно делает людей агрессивными — опасны и оттягивают нас в развитии. Я, наоборот, считаю, что порнография (в нормальной дозировке) снимает некоторое психологическое напряжение и позволяет раскрепоститься, в общем, восполняет некоторые аспекты сексуального образования, которого на постсоветском пространстве нет. Если прибавить к этой проблеме — количество заболеваний СПИДом в России, которое скорее похоже на эпидемию, то вполне логично было бы ставить вопрос введения сексуального образования на уровне Правительства.

— Рейп-ролики опасны для жизни?

Что касается рейп-видео, то прежде всего надо сказать, что в интернет-порнографии ориентируются в основном по тегированию, хештегам, и не существует точных определяющих рамок, которые могли бы подсказать наверняка, что относится к легкому порно, а что к экстриму — это вопрос индивидуальности, т. е. если для одних рейп-ролики относятся к категории «жесткого порно» — это совсем не значит, что все разделяют такое мнение, в конечном счете вопрос о допустимости, жесткости той или иной порнографии остается на совести самого потребителя. Лично на мой взгляд ничего экстремального в «рейпе», который можно найти на стандартных сайтах, нет: существуют разделы порнографии намного тяжелее, и в другой части интернета. А вот для того чтобы сказать, влияет ли она негативно — требуются исследования. Как минимум, можно предположить, что на ребёнка она повлияет сильнее, чем на взрослого мужчину. Заслуживает внимания тот факт, что через порнографию молодые люди черпают конструкты социального поведения, например, ситуации, которые происходят до полового акта — мне кажется, этот момент следует принять к сведению, чтобы у подростков не возникало превратного отношения к сексу, который якобы неизменно включает в себя атрибуты в виде больших грудей, абсолютно выбритых тел и конкретного набора голосовых звуков от женщины.

«Порносюжеты — это лишь воплощение фантазий, которые тем более возбуждающи, чем больше они ходят по границе запретного» Интервью психиатра Дмитрия Исаева

— Почему люди смотрят порно?

Во-первых, из-за наличия у людей неудовлетворенных желаний в сексуальной сфере. По самым разным причинам люди не имеют возможности вступить в сексуальный контакт с желанным партнером. Например, нет пары или находятся в вынужденном одиночестве. Важно отметить, что минимум 30% запросов исходит от лиц женского пола: лишнее свидетельство того, что проблемы и желания есть не только у мужчин. Кроме того, частый вариант — желаемые действия не приемлются интимным партнером. Всё это толкает людей в мир фантазий, грез, которые подпитываются силой желания. Именно таковыми, насколько странно это бы ни звучало, являются эротические/порнографические материалы — это материализованные фантазии, визуальная реальность. Предметы желания суть виртуальные, а не натуральные субъекты. Можно больше не придумывать, выстраивать в голове желаемый образ, а вывести его на экран, найдя в каталоге ключевые слова, касающиеся внешности желаемого сексуального объекта и производимых действий.

— Что смотрят женщины?

Их больше привлекает продукция чувственная, не содержащая насилия, оставляющая больше места для фантазий, чем «брутальный экшн». Поэтому оказывается, что это как раз можно найти в лесбийских сценах, вне зависимости от гомо- или гетероэротичности самих женщин. География распространения потребления порнографии женщинами свидетельствует об эмансипации женщин, их готовности и возможности проявлять чувственные желания без оглядки на общество и мужчин.

— Просмотр порно можно назвать психотерапией?

Конечно же нельзя, так как порнография не представляет собой целенаправленную работу по решению психологических проблем.

— Порно никак не влияет на психику человека?

Никаких невротических или иных проблем с психикой у потребителей порноконтента нет, это скорее предрассудки, идущие из прошлых десятилетий, когда считалось, что «нормальные люди» не могут интересоваться столь греховными, аморальными материалами.

— А какие-то проблемы таит в себе порно?

Общеизвестно, что порнографические материалы выполняют образовательную роль для молодежи, особенно если отсутствует сексуальное просвещение в образовательных учреждениях. И главная проблема состоит в том, что модель отношений между полами в таких фильмах носит нереалистичный характер, создает превратное представление о готовности людей вступать в сексуальный контакт при первом и случайном знакомстве, обязательное получение удовольствия от насилия или группового секса.

К сожалению, пробелы в сексуальном образовании в нашем обществе люди вынуждены заполнять самостоятельно, а поисковики с легкостью перенаправляют на порноресурсы, а не предлагают читать умные и адекватные книги. Кроме того, история распространения и легализации доступа к порнографии показала, что для людей с нестандартными, девиантными предпочтениями порнография становится тем предохранительным клапаном, который позволяет уменьшать интенсивность нежелательных потребностей, которые могли бы приводить к сексуальным правонарушениям. Говоря иначе, доступность порноресурсов снижает уровень сексуальных преступлений в обществе. Можно сказать, что эротические материалы действительно несут больше пользы для людей, снимая эмоциональное напряжение, позволяя отключиться от каждодневных забот и тревог.

— Как считаете, те люди, которые ищут в интернете «рэйп», где обыгрываются изнасилования и любое насилие, могут быть‌ ‌опасны для общества?

Компонент агрессии в сексуальном воображении как «допинг» играет очень большую роль для многих людей. Именно поэтому разная степень агрессии или насилия присутствует в большинстве порнографических сюжетов. Это вовсе не означает, что в реальных ситуациях интимного взаимодействия такие люди прибегают к насилию. Поэтому потребители рейп-сюжетов — вовсе не насильники, и уж тем более это не значит, что только насилие их возбуждает! Порносюжеты — это лишь воплощение фантазий, которые тем более возбуждающи, чем больше они ходят по границе запретного. Порнография — это постановочные сюжеты, в которых всё выстроено по определенному сценарию, с согласия участвующих в нем актеров. Если же нам предлагают реальное изнасилование, то тогда мы имеем дело не с порнографией, а с документальными съемками преступления.

«Привыкшие к социализму постсоветские люди стремятся к сильной родительской фигуре — государству, которое их вознянчит и накормит. Отсюда популярность запроса на порно с сиськами» Интервью арт-критика Анатолия Ульянова

— Как считаешь, смотреть порно — это плохо?

Я не могу представить мир, где секс и смерть перестали быть волнующими темами. Мне кажется, интерес к ним естественен для всех смертных. Кроме того, не стоит забывать, что мы всё ещё живём под гнётом сексуальных репрессий. До тех пор, пока в наших обществах будет преобладать морализаторское отношение к сексуальности, до тех пор вокруг неё будет нагнетаться ажиотаж и, как следствие, возможность его эксплуатировать, предлагая нам те или иные зрелища. Я не вижу проблемы в порнографии, равно как и в том, что мы её потребляем. Проблема мне видится скорее в той атмосфере стыда и тревоги, которая всё это окружает.

— Терапия и порно как-нибудь связаны?

Порнография как индустрия занимается автоматизацией и капитализацией наших желаний. Никаких других целей у неё нет. Это не влияет на её способность оказывать терапевтический эффект и помогать нам снимать напряжение посредством протезирования фантазий, которые мы используем в качестве образов для мастурбации. В то же время, я не вижу ничего просветительского в этом. Напротив — порнография демонстрирует не секс, а театр про секс, зрелище неизменно гиперболизированное, вычурное. Живые люди так не трахаются. Судить о сексе по порно — это всё равно, что судить о жизни по комиксам.

— Ты согласен, что это априори продукт для мужчин?

Это не порнография ориентирована на мужчин, а рынок, выражающий патриархальное общественное устройство. Чем более развитым становится общество, тем сложнее становится рынок — тем больше в нём появляется разных потребительских ниш: для мужчин, для женщин, для карликов, для любителей рыжих волос и небритых подмышек, силиконовых губ и кожаных трусов… Рынок осваивает всякий интерес. Найти порно для белого гетеросексуального самца с консервативными интересами, конечно, легче, но эта ситуация меняется, и будет меняться. Не ровен час, и будет порно для детей. Да оно и уже, собственно, есть. Чего только стоят «Телепузики», игривая жопка Бэмби или, скажем, телесериал «Сумерки». Всё это очевидная рыночная эксплуатация детской сексуальности. Это ни плохо, ни хорошо — это просто то, как работает рынок.

— Из чего, по-твоему, состоит внутренний сексуальный мир россиянина?

Я думаю, что средний россиянин не представляет, что у него есть свой внутренний сексуальный мир. Сексуальность человека, живущего в авторитарном обществе, неизбежно редуцируется к пугающим зудам, которые подавляются ещё до того, как успевают осознаваться. Сексуальная революция, которая изменит такое положение вещей, будет возможна только в результате сами знаете чего, а до тех пор «внутренний сексуальный мир» россиянина будет сводиться к истовому облизыванию царского сапога и ментовского ботинка.

— Необходима ли декриминализация порнографии в странах, где она криминилизирована?

Мне жутко уже только от того, что мы по-прежнему живём в мире, где вопрос легализации порнографии ещё является вопросом. Я глубоко убеждён, что развитие общества предполагает расширение гражданских прав и свобод, и что всякий человек должен быть волен сам определять для себя свою информационную диету. А уж из порно она состоит или из православных передач — это личное дело каждого. Запреты в этой области, во-первых, неэффективны, во-вторых, вредоносны: запрещая гражданам те или иные формы эротического зрелища, государство нагнетает социальное напряжение. Таковое оборачивается как послушными солдатами и рабами, — так и спятившими психопатами — разного рода насильниками, педофилами, убийцами. Сексуальность — это слишком мощный медиум, чтобы гнать ее под ковёр. Её нужно осознавать и реализовывать, а не замалчивать и подавлять.

— Инфографики PornHub говорят, что девушек из России интересует анальный секс. Почему?

Это свидетельствует не только о положении русской женщины в социальной иерархии, но и о самой механике работы такой иерархии в постсоветских обществах: все трахают всех, и неизменно — в зад. Некоторые общества выработали в этом отношении толерантность.

— Также PornHub говорит, что в США лидируют запросы на попы, а в России — на груди…

Опять же, сексуальные предпочтения общества сообщают нам о его политическом устройстве. Привыкшие к социализму постсоветские люди стремятся к сильной родительской фигуре — государству, которое их вознянчит и накормит. Отсюда популярность запроса на порно с сиськами. Постсоветский человек хочет присосаться к Родине. Тогда как капитализм — это про накопление прибыли, и, следовательно, про умение сжать сфинктер, не выпускать из него нажитое богатство. Всё, что про деньги — про жопу. И потому жопа в капиталистических обществах популярнее сисек.

— Почему мужчин интересует видео с инцестом?

Наши желания являются продуктами культурного дизайна, его установок и запретов. Было бы ошибкой считать, что эти запреты существуют просто для того, чтобы ограничить наше удовольствие. В действительности их задача заключается в том, чтобы нагнетать томление, превращаться в фантазии и усиливать удовольствие, которое нам обещает нарушение запрета. Табу на инцест превращается в тэг #MILF или #BrotherFucksSister, табу на секс с ребёнком — в тэги #teens, #schoolgirl и т. д.

— Лесбийское порно очень популярно на Западе из-за популярности ЛГБТ?

Популярно не лесбийское порно, а то, что за него выдаётся — квази-лесбийские зрелища для гетеросексуальных мужчин. Таковые не нуждаются ни в какой популярности ЛГБТ — в отличие от гей-порно, секс между девушками развлекает и консервативного потребителя. Ничего общего с лесбийской сексуальностью у таких развлечений нет. Одна сплошная рыночная апроприация. Настоящее женское порно — это вам не три длинноногие шпалы, вылизывающие бритые лобки в подвязках. Это пляс тигров, смыкающиеся и трущиеся сциллы и харибды плоти, волосы на огненных языках, мистические бездны, вечная ночь. У гетеросексуального самца на такое не встанет. Гетеросексуальный самец от такого, как и от всего хтонического, усерается и бежит обратно к маме, в #MILF.

— Почему существует спрос на порно, где в центре сюжета изнасилование и вообще упор на насилие, т. н. «рэйп»?

Я не являюсь поклонником жанра «рэйп», поскольку насилие меня тупо не возбуждает, но считаю, что на то нам и культура, чтобы в её рамках, на территории виртуального и символического, переживать те или иные фантазии. В том числе, для того, чтобы уберечь от них реальную жизнь. Другой вопрос, что рост популярности жанра «рэйп» указывает на определённую патологию — не столько даже человека, сколько общественного устройства. Я эту патологию усматриваю как в характере политической системы, которая нас всех насилует, так и в моральном подавлении наших животных начал, которые накипают под крышкой общественной жизни. Возможно, рэйп-порно — это просто способ повыть на Луну, дать выход своей архаичной ночи, которая по-прежнему творится где-то в недрах человеческого зверя с его иерархией доминирования. Так или иначе, уж лучше пусть такое выдрачивается, чем реализуется через акт реального насилия.

Читайте на Дискурсе интервью культуролога Яна Левченко, в котором он рассуждает почему «порнозависимость» является сексистским конструктом, как порнография пересобирает идею сексуального доминирования, почему крестьянская культура до сих пор определяет наше отношение к сексу и каким образом РПЦ стала агентом репрессий


1) Дмитрий Исаев‌‌ - автор более 140 научных работ по медицинской психологии, психиатрии и сексологии. Области научных исследований: психосексуальное развитие и его отклонения, механизмы формирования гомосексуальной направленности влечения, психологическая типология гомосексуальной идентичности, особенности построения гендерной идентичности у гомосексуалов и транссексуалов, гомосексуалы как группа риска психического здоровья, доминантность-субмиссивность как важный элемент партнерских отношений, сексуально-эротическая сфера как механизм саногенеза, психологические и поведенческие факторы повышения риска ВИЧ-инфицирования, психологическое состояние ВИЧ-инфицированных как предиктор прогресса болезни.
2) Декриминализировать - речь идёт о порно, которое не включает участие несовершеннолетних и не достигших возраста сексуального согласия, а также секс с животными, изнасилование и прочие извращения.
Автор
D.B.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе