Собачья жизнь в большом городе

«Круглый стол» по проблемам бездомных животных прошел в четверг, 6 ноября, в Ярославском педагогическом университете, на кафедре зоологии.

Это мероприятие – третье по счету и по традиции проводилось в рамках месячника «Мы за них в ответе». Соответственно и собрались на него люди, разделяющие известный постулат Антуана де Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили». К сожалению, большинство жителей нашего края с этой мыслью явно незнакомо.

Потому что месячники проходят, а проблемы остаются, причем, как отметила заведующая кафедрой зоологии Елена Анашкина, практически в том же состоянии.

Между тем решать их придется – если в прошлом году в Ярославле насчитывалось порядка 7 тысяч бродячих собак, то в этом году их уже более 9 тысяч. Причем точного, поголовного подсчета, естественно, не проводилось, и эти цифры в реальности могут оказаться раза в два большими.

Правда, на улицах беспризорных псов заметно не прибавилось, так что может показаться, что экологи зря бьют тревогу. На деле же в Ярославле последние пару лет наблюдается опасная тенденция – стаи бродячих псов обживают окраины города и пригородные территории. Там они ведут себя гораздо агрессивнее, чем бездомные собаки в городе, бывали случаи нападения на дачников и грибников. Как страдают от присутствия стаи дикие животные и лесные птицы, гнездящиеся на земле, и говорить нечего. Причем виноваты в этой ситуации, как водится, сами люди. Те же дачники, которые заводят пса для охраны своего участка, а когда приходит пора возвращаться на зиму в город, попросту выкидывают верного сторожа за калитку. Судя по числу окраинных «ничьих» собак, этот милый обычай в наших краях очень даже бытует.

Вспоминается изречение кого-то из биологов: «Беда не в том, что на асфальте, которым мы зальем планету, ничего не вырастет. Беда в том, что на нем все равно что-то вырастет!». И это что-то будет таким, что мало людям не покажется!

Обращение к власти

Поразительно, но, создавая себе самим проблемы с беспризорными собаками и кошками, люди действуют так однообразно и согласованно, словно заранее сговорились. Зато решить эти же проблемы в частном порядке не получается, несмотря на все усилия энтузиастов из «Зоозаботы» и «Помощи животным», единственных двух организаций в Ярославле, которые пытаются помочь «беспризорникам» и пристроить их в «хорошие руки». Как правило, это удается – вот только взамен одного пристроенного добрые граждане немедля выбрасывают на улицу десяток других. И этот вопрос может решить только власть, сперва законодательная, потом – исполнительная.

На «круглом столе» был озвучен проект резолюции, который должен лечь на стол мэру Ярославля Виктору Волончунасу и губернатору области Сергею Вахрукову.

В проекте четко сказано, чего в Ярославле нет, но что должно в нем быть как в цивилизованном городе.

Чего нет в Ярославле

В первую очередь ответственности. В принципе своего домашнего питомца можно вообще не кормить, отправив скитаться по помойкам, можно не заморачиваться проблемой приплода, и когда ваша собачка (кошка) родит, выкинуть коробку с малышами в тот же мусорный контейнер.

На совесть в таких случаях давить явно бессмысленно, тут нужно власть употребить.

Одновременно надо бы решить вопрос с теми беспризорными животными, которые живут в Ярославле сегодня.

В Москве, Киеве, не говоря уже о европейских городах, принято бродячих собак отлавливать, стерилизовать и выпускать обратно в среду обитания. Это достаточно гуманно и даже биологически грамотно, ведь, хотим мы или нет, но бродячие животные в наших городах занимают свою экологическую нишу. Все мы под природой ходим, и большой город – такая же экосистема, как лес и поле.

Когда в Москве в 1980-м перед Олимпиадой вывели всех бродячих собак, то через год столицу осадили крысы. И процветали года два-три, пока уличные псы вновь не размножились и не заняли опустевшее место на вершине пищевой пирамиды. Второй всплеск крысиной напасти случился в середине 90-х – тогда власти, борясь с терроризмом, замуровали все московские подвалы. Зимующие у труб бездомные кошки погибли – и крысы моментально заселили пустующие подвалы.

Пусть город платит

Регулирование численности бродячих собак в Ярославле и по сей день проводится способом простым и древним, как топор. Отстрелом. И пусть биологи утверждают, что такой метод лишь провоцирует рост популяции, зато кардинально и не слишком дорого: ба-бах! – и нет проблемы с братом нашим меньшим… А вот стерилизация даже одной собаки стоит довольно дорого, не говоря уж о многих тысячах!

Опять же, а где, простите, держать всю эту многотысячную стаю, пока прооперируешь, если в Ярославле сегодня практически нет приютов для четвероногих бродяг?

Выступивший в прениях владелец единственного в городе частного приюта для животных Александр Калинин заявил, что проблема чисто экономическая, и решать ее нужно экономическими методами.

В частности, город мог бы заложить в бюджет средства на кратковременное содержание отловленных животных в приюте. За этот срок либо обнаружится хозяин, либо найдутся «хорошие руки», либо… ну, тогда, стало быть, неизбежная эвтаназия. Подсчитано, что содержание одного пса обойдется бюджету в 127 руб. в день. Интересная цифра, особенно если учесть, что заключенных, например, кормят на треть этой суммы.

Где деньги взять?

За счет введения трех «экологических» налогов. Первый – налог за риск появления невостребованного потомства. Его платят все хозяева нестерилизованных животных. Разводить кошек и собак имеют право только хозяева элитных производителей в коммерческих целях и имеющие на это дело лицензию.

Второй налог – страховка, уплачиваемая при покупке животного. (При этом, естественно, придется запретить приобретение животных на рынках, с рук и даже в зоомагазинах). Те, кто берет животное в приюте, налога не платит.

И третий – за загрязнение окружающей среды. Его опять-таки не платят люди, взявшие животное из приюта.

Предложения хорошие, но лично у меня вопрос: а человек, вынувший щенка из мусорного ящика, что, тоже обязан платить все три налога? Или ему, может быть, сперва отнести малыша в приют, а потом забрать оттуда обратно?

Нет, я не против, предложения хорошие, но что-то все-таки тут не так.

Мне жалко беспородных мурок и двортерьеров, которые по этой мысли должны в течение нескольких поколений исчезнуть как вид. А те кошки и собаки, что останутся, должны стать «живым товаром» и вписаться в экономическую систему.

Но ведь они уже и так «вписаны» – в экологическую.

Может быть, с экологии и следует начать в первую очередь? С экологии городской среды (уменьшить количество помоек для начала) и с экологии души – в самую первую? С помойками вполне можно справиться.

Оксана ЯКУБОВИЧ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе