Солдат возвращается с войны

Целых шестьдесят восемь лет не был в родных местах солдат Константин Басаев. Он уходил на фронт из Заскокина, маленькой деревушки в Ярославском районе Ярославской области, в августе 1941 года, а в начале октября 1942-го погиб у деревни Большие Дубовицы под Новгородом, в том самом Рамушевском коридоре, что стал братской могилой для тысяч и тысяч советских воинов.


Нынешним летом в символичный день 22 июня отряду «Пересвет» Ивановской средней школы Борисоглебского района Ярославской области удалось отыскать прах солдата. Присыпанный небольшим слоем земли, спал он вечным сном у дороги, должно быть, там, где и застал его вражий снаряд.

Руководитель отряда директор школы Владимир Сергеевич Мартышин рассказывает:

– За пять лет, что мы участвуем в поисковом движении «Долина», это была наша десятая экспедиция. За это время удалось отыскать, поднять и перезахоронить 240 человек. Очень редко находим мы воинов с медальонами, благодаря которым и можно установить личность погибшего. Да и из тех семи-восьми обнаруженных медальонов лишь в трёх были записки с фамилиями и именами погибших. И вот теперь Константин Басаев...

Мы просто шли по дороге, по тому самому Рамушевскому коридору, по которому выходила из Демьяновского котла

90-тысячная группировка фашистов. Прорвав кольцо, немцы уходили, сметая всё на своём пути. Бойня была такая, что земля в этих местах и сегодня покрыта телами павших, хотя поисковые экспедиции работают здесь не первый год, – продолжает Владимир Сергеевич. – Случается, что мы идём по следам своих предшественников и всё равно находим солдат. Тогда их некому было хоронить. Останки людей лежат на глубине 20 – 50 сантиметров от поверхности земли. В болотах мы находили их на глубине всего 10 сантиметров. Люди лежат не преданные земле, и перезахоронить их, как того требует православный обычай, – наша задача.

В этот раз миноискатель почти тут же подал звуковой сигнал. Как оказалось, сработал на автомат ППШ, который был в руках бойца. Но первым Мартышин поднял солдатский медальон. Прочитать запись в нём сразу не удалось: медальон оказался влажным. Владимир Сергеевич отправился с ним в головной отряд в Новгород, и уже там с помощью специальной аппаратуры установили, что солдат был призван в армию из Ярославской области, Ярославского района, деревни Заскокино Давыдов­ского сельсовета.

– Для любого поисковика найти земляка – большая удача, – говорит Владимир Сергеевич. – По зубам определили возраст – где-то около сорока лет, размер обуви 41-й. В медальоне записано – 1904 года рождения. Тут же подняли архивные документы, списки потерь и в записи за 4 октября 1942 года среди фамилий погибших обнаружили Константина Сергеевича Басаева из деревни Заскокино Ярославской области. Всё сошлось.

Возвратившись в Ярославль, Мартышин тут же принялся за дальнейший поиск. Оказалось, что деревни этой в Ярославском районе уже давно нет. Однако фамилия Басаевых в давыдовской округе не исчезла. Библиотекарь Глебовской сельской библиотеки Татьяна Владимировна Тотьмянина помогла найти сначала дальних родственников погибшего, а потом и его детей. Александр Константинович, которому 72 года, и Евстолия Константиновна, ей 83 года, живут в Ярославле.

Мы встретились с ними в знойный летний день в тенистом садике дома Евстолии Константиновны на окраине города. Неожиданность и первая щемящая боль от известия с войны у них вроде прошла. Достав старые фотографии отца, Евстолия Константиновна рассказывает о том, где и когда они были сделаны. Вот эта – в польскую войну, а эта – в финскую. Константину Басаеву довелось участвовать и в них.

Александр Константинович совсем не помнит отца. Тот ушёл на фронт, когда Саше было всего три года. А Евстолия была старшей, ей шёл тринадцатый год, и она помнит, что забрали папу сначала куда-то в район Красного холма, там был госпиталь для раненых, и Константин Басаев начал свою службу в нём как санитар. Вообще-то он был признан негодным к строевой, шёл ему тридцать восьмой год, страдал варикозным расширением вен. Потом, вспоминает дочь, отец оказался в Костроме и оттуда как-то даже приезжал домой на побывку. А уже осенью 42 года было от него письмо, что служит в пехоте, едет на фронт и готовится идти в бой...

Видимо, где-то на железнодорожной станции Константин случайно встретился с земляком и дальним родственником, который потом, приехав с фронта, рассказал родным об этой встрече. Вот и всё, что знают дети о военной судьбе отца. Поначалу семья получила известие о том, что он пропал без вести. И только несколько месяцев спустя им сообщили о его гибели на Северо-Западном фронте.

Дома у солдата Басаева оставались жена Анфиса, четверо детей и мать, за которой он просил жену присматривать и не бросать её, если с ним что-то случится. Так и прожила Анфиса Павловна всю свою жизнь – с детьми, свекровью и своей матерью. Замуж не вышла. Работала в колхозе, занималась домашним хозяйством, в котором всегда были и скотина, и птица. Благодаря маме, говорят дети, они не шибко голодали.

Как старшая Евстолия Константиновна рано пошла работать. Довелось и на лесозаготовках побывать, и на ферме дояркой потрудиться. За работу свою награждена орденом Трудового Красного Знамени. Большим тружеником, вспоминает она, был и отец. Он работал в колхозе, полностью отдавая себя делу. Однажды кто-то из друзей пригласил его в Москву, обещая твёрдый заработок и комнату. Не поехал. Решил, что тут он нужнее. Да и как бросать родовое гнездо – дом, поставленный ещё дедом.

Заскокино была небольшой деревней – восемь домов, в которой жили сплошь Басаевы. Из каждого дома в Великую Отечественную ушли на фронт солдаты. Живой вернулась одна женщина. К 1972 году в Заскокино осталось только четыре дома. Большей частью жители подались в Ярославль. В семидесятые годы деревня эта была признана неперспективной и вскоре полностью исчезла с лица земли. Басаевы тоже переехали в Ярославль. Александр, окончив десять классов в Толбухинской школе, в городе поступил в техническое училище при судостроительном заводе. Служил в армии, затем работал и учился на вечернем отделении в технологическом институте. Трудился потом на судостроительном и радио- заводах. Высшее образование получила и младшая сестра Антонина, она родилась в сороковом. Но сейчас её и старшего брата Геннадия уже нет в живых. В девяносто пять лет умерла и Анфиса Павловна. У Александра Константиновича взрослые дети – сын Сергей и дочь Татьяна, она работает заместителем главного врача в детской клинической больнице № 1 Ярославля.

Сейчас для Евстолии Константиновны брат – главный человек на свете. Каждый день он приезжает к ней, помогая по хозяйству. Поддерживает и морально. Дружба такая и взаимопомощь, считают оба, заложены были в семье ещё отцом, мама продолжила это. Ещё недавно Александр Константинович и Евстолия Константиновна, слушая сообщения о найденных солдатах, погибших в годы Великой Отечественной войны, не раз рассуждали о том, что и их отец лежит где-то. И вот теперь это место, где он погиб, не только известно им, есть возможность доставить прах отца на родину. В старину так и делали, даже с Куликова поля привезли в Ярославль павших в том бою воинов.

Вчера стало известно, что девятого августа на кладбище в селе Давыдове Ярославского района будет захоронен Константин Басаев – такое решение приняли дети солдата, а доставить прах его на родину взялись помочь поисковики отрядов «Пересвет» и «Инжстрой» из Великого Новгорода. Подключились к делу администрации Кузнечихинского сельского поселения, Ярославского района, областного военкомата. Девятого августа в храме Рождества Христова в селе Давыдове пройдёт отпевание Константина Басаева, и обретёт душа его последнее упокоение на родной земле.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе