Странная близорукость родной школы

В одной из старейших школ области, Великосельской средней,
в самый разгар нынешнего учебного года питомцев стало на одного меньше. Слава Богу, ничего криминального не произошло. Сюжет у нас, если вкратце, такой. Инвалид с детства по зрению восьмиклассник Сергей так много болел, что, как ни старались учителя,по основным предметам оказался за полугодие неаттестованным.

Согласно уставу школы родителям были предложены на выбор три варианта самостоятельного обучения – заочное, семейное и экстернат. Те, элементарно щадя самолюбие сына, не захотели для него «особых условий», в том числе и школы для слабовидящих детей, что находится совсем рядом в Гаврилов-Яме. Предпочли, чтобы он учился пусть и далеко от дома, но в обычных условиях. Перевели его в другую общеобразовательную школу – в Вологодскую область, где он сейчас и учится.
Случай, может быть, не претендовал бы даже на ЧП районного масштаба, но семья Чекалиных не посчитала нормальным такое положение вещей, когда вместо помощи нуждающемуся в ней указывают на дверь, когда школа так легко расстаётся с теми, на чьё становление в жизни уже потрачено столько времени и сил, Чекалины высказали своё мнение письмом в редакцию «Северного края».


* * *

Школа, утро. Заместитель директора Маргарита Ершова говорит о Сергее:
– Способный парень, по всем предметам быстро усваивает материал.
А затем наша собеседница по пунктам подтверждает то, что редакции уже известно из письма Чекалиных. В младших классах Сергей учился без троек, седьмой в прошлом году окончил с похвальной грамотой. А вот в следующем классе болел больше обычного, за первые два семестра по основным предметам – да, аттестован не был.
По убеждению дирекции школы, он со своими проблемами... вполне мог справиться самостоятельно. Но послушаем главу семьи, отца троих детей, предпринимателя Алексея Глебовича Чекалина, к слову, вовсе не новичка в педагогике – в недалёком прошлом учителя высшей категории, завуча профессионального училища.
«Нам сообщили, что наш сын остаётся на второй год в связи с пропусками уроков и по уставу школы как ученик, не усвоивший 50 процентов материала. Кроме домашних форм обучения, включая платное семейное, других решений нам не предложили, – читаем в письме. – То «устав не позволяет», то у нашего сына «не тот» вид болезни. Сложилось впечатление, что он одним своим присутствием портит школе «показатели», а ведь его проблемы – это наши со школой общие проблемы».
С полемическим выпадом насчёт «порчи показателей» Маргарита Львовна категорически не согласилась. Сергей Чекалин, по её словам, ещё «не самый проблемный ребёнок, есть дети сложнее» – со справками о задержке психического развития. Всего таких учеников разного возраста в коррекционном и других классах Великосельской школы более тридцати. Все они занимаются по специальным планам, индивидуальным программам.
Заметим, всё происходит в стенах школы, в общении ребят с учителями, никому и в голову не придёт следовать правилу из анекдота: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Более того, два года назад эта школа была включена в программу национального проекта «Образование», получив миллионный грант под разработку инновационных новшеств – и прежде всего индивидуальных программ обучения, причём в школьном классе, а не дома.
Так что сама жизнь подсказывала, как поступить и в этом случае, тем более, если уж он такой «менее сложный». Странная близорукость уважаемых коллег настолько озадачила автора письма, что Алексей Глебович посчитал нужным позвонить в департамент образования. «Нас консультировала специалист по видам обучения Лилия Викторовна Жаворонкова. Посоветовала хорошенько подумать, прежде чем согласиться с предложением школы, недоумевала, почему она не пошла нам навстречу, не предложила дополнительные задания, чтобы попытаться аттестовать Сергея за вторую четверть – ведь пропуски уроков были по уважительным причинам», – пишет он.
Своё послание Чекалины заканчивают словами: «...Пишем не с целью, чтобы наказали кого-либо, а это просто наш родительский крик беспомощности в данной ситуации, и она тем огорчительней, что приходится говорить об этом в Год учителя».
Мы показали письмо первому заместителю директора департамента образования, доктору педагогических наук Михаилу Груздеву. Высказав недоумение по поводу того, что школа не нашла с родителями общего языка, Михаил Вадимович сразу отметил, что каждый такой случай, даже подпадающий под предписания устава школы, всё же, что называется, частный и требует особого подхода. Домашнее обучение – для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в школе, назвал он проблемой острозлободневной. Добавил при этом: «Все наши надежды – на компьютер».
Рассказал об одном из новых направлений национального проекта – дистанционном обучении детей-инвалидов. С апреля в Ярославле на базе школы № 20 открывается такой центр с классами на 80 учеников – за три ближайших года их число возрастёт до двухсот человек.
...А Чекалиным что остаётся? Взять судьбу сына в свои руки. Через родственников нашли такую школу, где Сергей может чувствовать себя на равных со сверстниками. Живёт в посёлке Слобода, в девяти километрах от районного центра Грязовец у любимой тётушки. Парень покладистый, дружелюбный, судя по всему, пришёлся он на новом месте ко двору. Родители постоянно дер-жат его на связи. Последние новости у Сергея такие: за третью четверть тройка будет, наверное, только по литературе. Занимается в кружках физики и химии. Защищает честь села Великого за доской в секции шахмат. На каникулы, конечно, домой собирается.
Дома в Великом в детской в его отсутствие ничего не меняют. На кровати любимая игрушка – весёлый пузатый Дракоша, на стене – гитара, на столе – собранная когда-то вместе с классным руководителем папка «портфолио» с текстами сообщений о любимом писателе Рее Брэдбери, сказки соб­ственного сочинения под ав­торским названием «Николай, Алёнушка и злодей Колдун».
К грамоте «Мистер Внимание» за успехи в школьной олимпиаде по математике, дипломам областных фестивалей «Талантливая фамилия» и декоративно-прикладного творчества «Я люблю этот мир» недавно прибавился и ещё один очень важный документ. Дирекция благотворительного фонда международной премии «Филантроп» шлёт поздравительное письмо номинанту из села Великого Сергею Чекалину. Сообщает, что уже отмеченный за победу в областном туре именным сертификатом его конкурсный «каминный набор» принят к рассмотрению в финале и в конце марта будет оценён жюри под председательством Иосифа Кобзона.
Комплект выкован Сергеем на соискание единственной в мире премии за достижения инвалидов в искусстве на радость семье – в отцовской кузнице.
Одна печаль: в его родной школе, скорее всего, об этом никто ничего не знает.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе