Суверенное хамство

Пить, грязно ругаться и кланяться в пояс господам Россия научилась одновременно. Сама не заметила как. А со стороны-то приметнее.

С конца XV века в Россию стали регулярно ездить иностранные дипломаты, инженеры и военные специалисты. Многие оставили после себя разговорники: списки самых употребительных выражений, уникальные "фотографии" живого тогдашнего языка. В словаре посла Герберштейна (1517 и 1526 годы) нет ни одного бранного слова. Видимо, были не нужны. Еще удивительнее, что ни единого ругательства не приводит в своем сочинении "солдат удачи" (можно представить, с какой публикой он общался) Генрих Штаден (1564-1574 годы). И вдруг у дипломата Якоба Ульфельдта (1578 год) находим и "сукина сына", и "пойди к матери", и "pledin sin" (догадайтесь сами, что сие означает, ибо выражение совершенно непечатное). Итак, русские принялись материться "внезапно". Странно. А что случилось в это время еще?
Иван Грозный открыл "царевы кабаки". Госмонополия на спирт была в стране еще с 1474 года. Но напитками в розницу торговали частники. Им и доставалась львиная доля прибыли, царь решил исправить упущение. Теперь в кабаки чуть ли не на аркане тянут, объясняя - "пьешь - значит, помогаешь казне, стране, царю". Отдан негласный приказ: всем наливать в долг, лишь бы пили. Результат? Англичанин Флетчер (1588 год) пишет: "Вы нередко увидите людей, которые пропили с себя все и ходят голые. Пока они сидят в кабаке, никто и ни под каким предлогом не смеет вызвать их оттуда, потому что этим можно помешать приращению царского дохода". Другой дипломат с отвращением описывает процессию, которая, как ему сначала показалось, чествует каких-то героев, но когда толпа подошла поближе, иностранец увидел, что это "были просто пьяные". Они и стали героями, патриотами в глазах народа!

А еще именно в те годы Россия начала первую в своей истории "несправедливую", захватническую войну - Ливонскую (1558-1583 годы). До этого от татар оборонялись, и только, теперь же толкуют о "зоне стратегических интересов". В стране появились иностранные наемники, русские воины и сами стали солдатами (сражающимися за деньги). Это была для России война нового типа: солдаты получали города на разграбление, "зарплату" им часто давали пленными - так стал формироваться класс рабов. Всего через столетие в рабов превратились поголовно все, свои, крестьяне: установилось крепостное право. Еще эта война запомнилась первыми еврейскими погромами (преследовали ливонских иудеев) и насильственной христианизацией христиан (католиков и протестантов; раньше крестили лишь татар, и то сравнительно аккуратно).

И последнее. Именно в те годы окончательно оформилась идеология, которую историки называют "министериалитет" - система власти, при которой правитель не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед подданными. Слово "холоп" теперь употребимо для любого русского человека, кроме царя; даже бояре называют себя холопами, с удивлением пишут иностранцы. На Западе не так: вассал и сеньор договариваются, у каждого есть права и обязанности. Короли спорят на равных с городскими общинами, потом заключают писаное соглашение (иные норвежские документы XIV века формально действуют и сейчас). Тогда как московская община - вече упоминается в летописях лишь раз, а новгородское, как известно, разгромили, когда аннексировали эту "республику".

Видя, как шведский король Густав Ваза ведет переговоры со своими "холопами", Грозный отказывается признавать его суверенным монархом. Но история все расставила по своим местам. Шведский стандарт в соблюдении прав человека до сих пор считается эталонным. А Россия вот уже пятьсот лет пытается вытащить себя за волосы из рабства. Из пьянства. Из отвратительной грубости, следствием которой является пренебрежение интересами другого - своего соседа, сослуживца. Да все без толку. Глубоко ушли корни. Не выкорчевать. 

Евгений Арсюхин

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе