У «Жан-Жака», или о Просвещенной демократии

О том, «быть или не быть» моему походу на встречу с «ЕЖом», думал долго. Накануне, как всегда по весне, в очередной раз был сражен приступом аллергии, и поэтому на одной чаше весов стояли шмыгающий нос, першащее горло и общее недомогание, а на другой — редкая возможность встречи с публицистами, с которыми уже больше года знаком по их статьям в журнале.

Я шел к «Жан-Жаку» и строил гипотезы о том, чья это была идея — встретиться именно у «Жан-Жака»? Конечно, разных Жан-Жаков в истории человечества было немало, но если речь шла о самом выдающемся их представителе — просветителе Руссо, то такой выбор казался символичным: ведь чем, как не просвещением, заняты публицисты в целом и «ЕЖа» в частности?


Примерно с такими мыслями я и подошел к скверу. У самого его начала со стороны Арбата стоял милицейский автобус, как во время митингов, тем не менее скопления людей не наблюдалось, и я даже подумал, не ошибся ли адресом. С другой стороны, зачем же тогда автобус? Случайное совпадение? Вряд ли. Или, может, наши доблестные полицейские в глубине души тоже поклонники «ЕЖа»? Маловероятно, скорее, люди просто еще не подошли, а полицейские уже тут как тут.


В некоторой растерянности я шел мимо сидевших за столиками ресторана людей и думал уже о том, что это, наверное, очень по-французски — выставлять столики прямо на тротуар, даже если он не столь уж и широк. При этом казалось, будто все сидящие — тоже поклонники «ЕЖа» и они вот-вот поднимутся и «возьмут» сквер.


Пока ждал прихода «ежовцев» (или как кратко можно назвать сторонников «ЕЖа»?) уже на сквере, несколько раз упирался взглядом в плакат о первом концерте певицы Нюши в «Крокус-Сити» и теперь ловил себя на мысли о разительном контрасте между извечным оптимизмом современной эстрады и постоянной озадаченностью нашей оппозиционной журналистики.


Наконец стала подходить публика, а когда на площадку вышли люди с шарами, стало понятно, что встреча состоится.


«Друзья, давайте еще 15 минут подождем и начинаем», — обратился к собиравшимся главный редактор «ЕЖа» Александр Рыклин, а я продолжил щелкать своим новеньким «Никоном» — шары, читателей и авторов. Вот, например, Антон Орех, материалы которого мне давно нравились, оглядывал всех каким-то, как мне показалось, напряженным и тревожным взглядом. Интересно, о чем он думал?


В подобных наблюдениях прошло минут 15, после чего встреча началась. После короткого вступления Александра Рыклина, предложившего порассуждать о перспективах политической журналистики в целом и «ЕЖа» в частности, свои, не сказать что оптимистичные, мнения на этот счет стали высказывать Георгий Сатаров, Юлия Латынина, Александр Гольц. Слышно было плоховато, но Александр объяснил, что, воспользуйся они громкоговорящим устройством, стражи порядка сразу сделают стойку.


В целом прозвучало много известных по статьям мнений, запомнилась фраза Александра Гольца о том, что среди его знакомых и уважаемых им людей есть и государственники, которые поддерживают действующую власть. Похожую мысль отстаивал в одной из своих последних статей и Антон Орех, то есть просматривалась некая тенденция. Авторы как будто защищались от обвинений в предубежденности, и я подумал, что дыма без огня не бывает.


После общей части наступило время аудиенций. Я давно хотел что-нибудь написать в «ЕЖ», поэтому остался в кругу главного редактора, чтобы уточнить возможности. Первые вопросы касались обратной связи с журналом. Александр упомянул о том, что ранее у журнала был свой форум, но в связи с некоторыми провокационными постами, из-за которых его три раза вызывали в прокуратуру, редакция была вынуждена его закрыть.


«А что если сделать форум как бы независимым?..» — предложил я. Александр пожал плечами, и я понял, что положение такая хитрость если и спасет, то лишь отчасти. Нужна премодерация. И тут возникла новая идея — вынести вопрос о премодерации на обсуждение, и если найдутся желающие взять дело в свои руки, тогда форуму быть! Цензура, конечно, в своем роде, но в наше смутное и порой не в меру эмоциональное время это выход, и уж во всяком случае лучше, чем ничего.


На мой вопрос о том, как стать автором «ЕЖа», главред ответил, что возможность для отправки сообщений имеется и все свои опусы нужно слать по указанному адресу. Если они понравятся, их опубликуют, ну а если нет — значит, нет. «А по какому принципу вы оцениваете?», «А почему иногда никто не отвечает?» — посыпались вопросы, и Александр как-то замялся с ответом. Но ведь именно так получается и в отношениях с властью: советовать и критиковать почти всегда проще, чем исправлять, дорабатывать и строить.


Позже кто-то задал вопрос о сетевом проекте «Демократия-2». Сам я лишь краем уха слышал о нем, но понимал, что это что-то, что позволяет голосовать напрямую в онлайне, минуя всяческого рода бумажную волокиту и бюрократию. «ЕЖ»  в лице главного редактора был двумя руками «за» подобную инициативу, видя в ней огромные перспективы. Однако стоило мне спросить, насколько перспективным Александру кажется другой интерактивный проект, который буквально на днях предложил Владимир Путин — прогонять через ведомства все общественные инициативы, собравшие в Сети более 100 000 голосов, как Александр отозвался о нем резко негативно, и я опять задумался о предвзятости, заставляющей все, даже самые на первый взгляд полезные, действия власти ставить под сомнение.


Следующий мой вопрос касался того, должна ли политическая оппозиционная публицистика исчерпываться одной лишь критикой, как это происходит сейчас, или все-таки стоит вносить и конструктивные предложения? Александр ответил, что раз есть люди, которые власть хвалят, то обязательно должны быть и те, кто ее критикует, но меня такой ответ устроил мало. Критика нужна, ну а кто же будет выдвигать некий конструктив, если сама власть и все ее сподвижники, на взгляд наших оппозиционных публицистов, на созидательное не способны?


Дальше Александр куда-то отошел, и я стал развивать в кругу новых знакомых мысль, что реальная демократия должна развиваться «снизу», вне зависимости от всякого официоза и высоких кабинетов. У нас много свободы слова на уровне обывательском — в социальных сетях, в блогах, на форумах, однако уровень их содержательности, увы, довольно низок. Именно поэтому, как мне кажется, нужно развивать специализированные дискуссионные площадки, где неспециалисты могли бы на равных общаться со специалистами — думаю, уровень дискуссий в результате повышался бы. Заниматься этим необходимо на регулярной основе, потому что вопросы демократии относятся к разряду вечных. И никакое самое честное голосование, и никакой самый умный и справедливый правитель не могут заменить самообразование и развитие народа, которому кроме материальных и прочих очевидных благ, постоянно возникающих в предвыборных обещаниях политиков, необходима и такая гораздо менее осязаемая и очевидная вещь, как роскошь общения.


Вакуум идей царит не только во власти, но и в стане оппозиции, и среди обычных граждан. Между тем, серьезная конструктивная рефлексия могла бы помочь избежать разделения народа на представителей Поклонной и Болотной, кроме того, в этом и состоит свобода слова.


Между властью с ее идеей стабильности и оппозицией с ее неудовлетворенностью правящим режимом в последнее время разверзлась поистине драматическая пропасть. До текущего года ситуация многим казалась однозначной, однако наиболее широко обсуждаемые вопросы о поддержке Путина Чулпан Хамматовой и панк-молебне Pussy Riot показали, что однозначность эта — кажущаяся, потому что теперь приходится признать, что в своем нетерпении друг к другу стороны стали заходить порой слишком далеко.


«Истина рождается в споре», — сказал в свое время Сократ, а это то, чего мы как раз и не умеем. И речь не только о Путине, который отказался от дебатов перед президентскими выборами или, например,  фактически проигнорировал мнение экспертов по делу Ходорковского. От диалога отказываются и многие из оппозиционеров, считающие, что в нашей ситуации речь может идти либо о полном неучастии, либо об ультиматумах.


Мою пламенную речь перебил мужчина:


— Вот вы все теоретизируете, да?.. — улыбнулся он. — А делать-то что?


— Для дел нужны идеи, а для идей нужны дискуссионные площадки, а у нас…


— А у нас только теория! — продолжил за меня мужчина.


Ну, вот, мыло-мочало — начинай сначала! — подумал я. Как мы все нетерпеливы! Как будто счет времени идет если не на часы, то уж, во всяком случае, на дни. И снова и снова возвращался к вопросу о необходимости всеобщего участия в разработке конструктивной программы действий.


«Рыба гниет с головы, поэтому общаться нужно с теми, кто принимает решения», — сопротивлялся мой новый знакомец Виктор. «Хорошо. А кто у нас принимает решения? — наступал я. — И можете ли Вы поверить в то, что прямо сюда к нам в сквер придет Путин или хотя бы Навальный?.. Нет! Поэтому, во-первых, мы вряд ли сможем повлиять на верхи, а во-вторых, гораздо важнее пробовать развивать самоорганизацию снизу, потому что иначе все равно будут вертикали, а демократия останется точно такой же формальной, как и теперь. Вот и Александр Рыклин признает, что у нас пока еще отсутствуют реально мощные политические силы, в то время как Путина, пусть во многом и чисто формально, но продолжают поддерживать многие».


«У власти должны стоять прежде всего порядочные и честные люди», — заметила моя новая знакомая, преподаватель вуза Нина, когда уже все давно разошлись, а мы все еще продолжали спорить, фотографироваться и обмениваться контактами. «Наверху люди быстро портятся, — возражал я. — Что, вы думаете, Шувалов всегда принимал такую “благотворительность”,  о которой теперь с возмущением пишут в СМИ?.. Чиновник приобретает вес, дружба с президентом крепнет... Правда, Навальный считает, что если друг допустил оплошность, то поблажек со стороны руководства быть не должно. Но недочеты и слабости есть у каждого, а если наказывать за любую провинность, то это будет тоже деспотия, правда, другого рода».


Мы обсуждали базовые вопросы, и я все больше утверждался в мысли, что идея дискуссионных площадок как основа реальной демократии правильная. А иначе зачем мы тут все собрались и почему так трудно расстаться?

СЕРГЕЙ ПЛЭНБЕРГ

Ежедневный журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе