Учителей по осени считают

Когда у нас в стране случается очередная бессмыслица и философ­ски настроенные обыватели вздыхают – «умом Россию не понять»,я вспоминаю высказывание русского поэта и литературного критика князя Петра Андреевича Вяземского – «у нас от мысли до мысли пять тысяч вёрст». Ничем иным, кроме как этой «протяжённостью» в сфере мыслительного процесса, не объяснить взаимоисключающие позиции, происходящие по одному и тому же «ведомству».








Посудите сами. Указом Президента России 2010 год объявлен в нашей стране Годом учителя. На федеральном уровне разработан комплексный план мероприятий, направленных на формирование позитивного образа учителя в общественном сознании. Активно претворяется в жизнь национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Но кроме всего этого официоза именно в Год учителя в каждом регионе, городе, деревеньке, каждой россий­ской школе так или иначе (морально и материально) чествуют виновников торжества.

И вот тогда, когда Году учителя осталось «царствовать» в умах общественности последние три месяца, как снег на голову, сваливается устная (пока!) инициатива министра образования Андрея Фурсенко о сокращении учительского эшелона. Глава Минобразования предлагает сократить 200 тысяч педагогов. Сейчас их в стране миллион двести тысяч человек, а нужен, согласно подсчётам департамента общего образования Минобрнауки, только миллион. То есть, по оценкам экспертов, в ближайшее время под сокращение попадёт каждый шестой работник сферы образования!

Причина для такого неординарного «хода конём» кроется в резком сокращении числа учеников в последние годы – с 22 до 13 миллионов школяров. Снижение числа учеников, которое влечёт за собой сокращение численности учителей, – это закономерный процесс, считают в министерст­ве. В качестве аргумента приводят европейский опыт: там «у них» в среднем на одного учителя приходится 13 – 15 учеников, тут «у нас» – 9 – 10.

Надо отметить, что министр образования Андрей Фурсенко идею сокращения учительского контингента обдумывает не первый год. Ещё в мае 2006 года он отметил, что в связи с обострением демографической проблемы число школьников в России с каждым годом уменьшается, и это может со временем повлечь сокращение кадров и жёсткую конкуренцию среди учителей. В связи с этим, по словам министра, необходимо, чтобы «в преподавательской среде остались лучшие из лучших». Два года спустя после этого заявления, в 2008-м, от инициатив главы Минобразования лихорадило уже высшую школу: он предполагал сократить число вузов в стране на 20 процентов. Осень-2010 вновь «порадовала» возвращением идеи сокращения учительских кадров.

Случится это не завтра, уверяют чиновники Минобразования, у педагогов ещё есть время подумать о своём перепрофилировании, чтобы оказаться востребованными на рынке труда: вот, например, в детских садах не хватает воспитателей. Непросто, даже обладая богатым воображением, представить учителя физики или химии, привыкшего работать в старших классах, за разучиванием прибауток-потешек в младшей группе детского сада, хотя, конечно, чего только в нашей жизни не бывает?

Выяснить, насколько регио­нальная система образования готова к гипотетическим переменам, удалось лишь частично. Как оказалось, учителей по осени считают. В какой муниципальный район ни позвони, везде один и тот же ответ: мы как раз сейчас сводки готовим, позвоните через недельку-другую, тогда назовём точную цифру. В начале года, в марте, на пленарном заседании общественной палаты Ярославской области директор департамента образования Татьяна Степанова привела такие цифры: в системе образования области работают 43371 человек, в том числе 23800 педагогических и руководящих работников.

– За последние четыре года численность работающих снизилась почти на 5 тысяч человек в связи с уменьшением контингента обучающихся, – прокомментировала Татьяна Александровна.

Но кое-где удалось добиться и конкретики. В Переславле-Залесском в девяти общеобразовательных школах обучаются 3670 человек. Помогают грызть гранит науки переславским школярам 277 педагогов. Памятуя о европейских стандартах образования, взятых в Минобрнауки за образец, вспоминаю математические навыки и делю число учеников на учителей. Ответ 13 радует: вписываемся в стандарты. Интересуюсь у начальника отдела кадров управления образования администрации Переславля Елены Пономарёвой, есть ли «излишки» педагогов.

– Что вы, откуда? – недоумевает Елена Анатольевна. – В трёх школах есть вакансии преподавателя английского языка, в одну школу требуется математик, в другую – учитель информатики.

Мало надежды и на молодёжь: из десяти уроженцев переславской земли, что учились в педагогическом университете имени Ушинского по целевому договору, лишь двое вернулись молодыми специалистами в школы Переславля. Хотя переславскому педагогическому сообществу есть чем гордиться: 67 человек отмечены знаком «Отличник народного просвещения», одиннадцать педагогов носят почётное звание «Заслуженный учитель России». В Год учителя в почётном легионе прибыло: ещё два педагога – Ольга Николаевна Шашкова и Маргарита Трофимовна Шакурина – тоже удостоены звания «Заслуженный...»

Заместитель начальника управления образования Любимского муниципального района Татьяна Александровна Брюквина отрапортовала чётко, по-военному: в 15 школах района работают 149 учителей, вакансий нет, все при деле.

Разговорились с методистом межшкольного центра при отделе образования Первомайского муниципального района Татьяной Сорокиной. В районе действуют 4 средние школы, восемь – основных (там обучаются дети с 1-го по 9-й класс), есть две начальные школы – детских сада. Практически в каждой школе – дошкольная группа. Всего в системе образования Первомай­ского муниципального района работают 163 педагога (это учитывая дошкольные группы), преподающих только в школе – 140 человек.

– Школы у нас маленькие, есть и такие, где обучаются всего двадцать учеников, – рассказала Татьяна Николаевна. – Нагрузки на учителей в таких школах небольшие, зар­платы мизерные, жилья нет. Кто же к нам поедет в такую глушь?

Ответ на вопрос, каких специалистов не хватает, не заставил себя долго ждать. Необходимы педагоги-психологи, в школу в Кукобое историк нужен, в нескольких школах района не хватает преподавателей иностранного языка. Нехватка «иностранцев» в Первомайском районе стоит настолько остро, что сразу две школы района – Первомай­ская, находящаяся в селе Кукобой, и Пречистенская средняя школа – вошли в специальный проект Министерства образования России по привлечению в сельскую школу перспективных молодых учителей. Он финансируется за счёт федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Решившим начать свою педагогическую карьеру в глубинке предоставляется полмиллиона рублей в качестве государственной поддержки.

– Приезжал один молодой человек, присматривался, спросил про жильё и... уехал восвояси, – подвела итог министерскому эксперименту Татьяна Николаевна.

Хотя не перевелись ещё романтики, едет молодёжь в провинциальную глушь. Сегодня в Первомайском районе работает дюжина молодых специалистов, только в этом году приехали трое: двое учились по целевому набору в Ярославском педагогическом и вернулись на малую родину сеять разумное, доброе, вечное; один молодой человек (учитель географии по специальности) и вовсе приехал из Мурманска.

Вопрос об излишках педагогических кадров я задавать не стала, сочтя его некорректным. Ясно дело, что в очередь никто из педагогов не стоит, когда в рассказе методиста Татьяны Соколовой слово «нет» мелькает чаще всего: одного специалиста нет, другого – нет...

Даже беглого знакомства с ситуацией достаточно, чтобы понять: сокращать-то в системе образования Ярославской области вроде как и некого. Руководство департамента образования Ярославской области от комментария воздер­жалось: пока официального приказа нет, то и обсуждать нечего. Одно успокаивает, что в России испокон веков суровость законов умеряется их неисполнением. Может, и с кадровой инициативой главы Мин­обрнауки так будет?
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе