Урлашов и не его команда

Репортаж Елизаветы Замысловой из Ярославля


Двойной разгром "Единой России" в Ярославской области, сначала в декабре, а потом и на мартовских выборах мэра Ярославля, сдетонировал кризисом в региональном отделении партии власти. "Огонек" решил поближе присмотреться к новому хозяину города Евгению Урлашову и дать слово местным единороссам.


Заколоченный, подгоревший с одного боку купеческий дом позапрошлого века сотрясается от харда, джаза и древнерусского фольклора одновременно. Это музыканты из группы "Мамульки бенд", а проще говоря, восемь здоровых ярославских мужиков с гитарами, клавишами, барабанами и саксофонами, переделавшие заброшенное строение в байкерский клуб "для своих", репетируют новую песню.

Санкт-Петербург обнимает Москва


Спартак проиграл Зениту 2:2


На периферии закаляется сталь


Бьет медведя родной Ярославль...


— гремит припев. "Вообще мы всегда были далеки от политики,— смеется художественный руководитель группы Макс Семенов, по совместительству детский врач, хотя и в татуировках, как полагается байкеру.— Но в последнее время у нас город будто с ума сошел, поэтому мы не могли не высказаться".


К победе на мэрских выборах независимого кандидата Евгения Урлашова в городе относятся неоднозначно. "Воровать-то будет, но, может, поменьше,— размышляет пенсионерка на рынке Заволжского района города.— Вроде даже как и нечего уже воровать-то: 1000-летие города давно отпраздновали". "Бомжа какого-то выбрали,— сообщает мне бабуля, прогуливающаяся по площади Советской в центре Ярославля.— Приличного человека не нашли!"


Не в своей тарелке


Пока не потерявший старых привычек, избранный мэр со встречи на встречу добирается пешком. Может, поэтому и прослыл "бомжом" среди определенной части населения. "Я ведь и выиграл, потому что среди людей был, а не закрывался за большими дверями,— объясняет мне Евгений Урлашов.— Машину никогда не водил. И тут вдруг в 44 года вместе с постом у меня появилось два служебных автомобиля с водителем. Я не привык пока".


Заметно, что в давящих помпезностью стенах городской администрации новый мэр чувствует себя неуютно. В кабинете голые стены и опустевшие полки в шкафах — бывший хозяин все вывез, а расставить и развесить что-то свое у Урлашова нет времени: принесенные из дома акварельные виды Ярославля ждут в углу за креслом. Единственный признак перемен, сразу бросающийся в глаза, это отсутствие одного из флажков в подставке на столе у мэра. Остался только флаг России, символику "Единой России" новый хозяин кабинета убрал.


Не привык Урлашов пока и к соблюдению протокола. Особенно комично смотрится прием иностранной делегации высокого уровня. Госпожа посол Австрии Маргот Клестиль-Леффлер, будучи в Ярославле на открытии делового форума, спонтанно решила засвидетельствовать свое почтение не только, как принято, губернатору, но и прославившемуся во всем мире оппозиционному мэру. С хлебом-солью у входа иностранную гостью с делегацией никто не встретил. Австрийцев сразу проводили в приемную, а затем и в кабинет — где мэра не оказалось... После минутной заминки Урлашов появился в дверях комнаты отдыха. График-то последние недели тяжелейший: встречи-встречи-встречи. "Извините, если что-то не по протоколу",— засмущался мэр. Дипломатичная улыбка госпожи посла конфуз сгладила. "Не нужен протокол! — сама давно от него уставшая, обрадовалась она.— Просто поговорим!" Общих для Ярославля и Австрии тем для разговора оказалось множество, от обмена опытом по утилизации отходов жизнедеятельности города (австрийцы предлагали свои услуги по строительству мусороперерабатывающих фабрик) до фестиваля австрийской классической музыки, который новый мэр предложил организовать в Ярославле. В завершение визита госпожа Клестиль-Леффлер преподнесла Урлашову в подарок маленького хрустального медведя. Как символ города, конечно, а не партии, кандидата от которой Урлашов разгромил... Теперь будет что на опустевшие полки поставить.


"Я восемь лет депутат, поэтому, в общем-то, знал, как в Ярославле дела обстоят,— делится Урлашов наболевшим, проводив австрийцев.— Ну вы только представьте себе: бывший мэр Виктор Волончунас находился на своем посту 23 года. Мне был 21 год, когда он пришел во власть. Конечно, за эти годы во всех структурах города воцарилась чудовищная семейственность и кумовство. Бюджет у Ярославля и так смешной, так еще и воровали из расходной части. На всем деньги делали, от уборки снега до покоса травы". Ну и, конечно, на строительстве дорог, судя по их состоянию, а в некоторых местах даже отсутствию. Хотя к 1000-летию города деньги выделялись на ремонтно-дорожные работы немалые, ярославцы шутят, что дороги этой весной растаяли вместе со снегом. "Разгребать" наследие прошлой команды Урлашов начал именно с изучения смет ремонтно-дорожных работ. В выходные проехал со своим замом по улицам города и сверил с рулеткой в руках метраж, указанный в этих сметах, скрупулезно оценил состояние дорожного покрытия. Итог: жесткий разговор с представителями департамента дорожного хозяйства и транспорта: "На улице Маяковского дорога приличная. На улице Белинского тротуары подождут — в 2013 году можно будет их сделать в рамках города по специальной программе". "Понимаете, старая команда привыкла, что 5 миллионов — это вообще не деньги,— жалуется мне Урлашов после совещания.— А я готов за последнюю копейку бороться. Теперь пока каждый метр сам лично не проинспектирую, не приму дорогу и не заплачу!"


Новый мэр пришел в особняк администрации с командой из трех человек, но в ближайшем будущем собирается сформировать коллектив "из честных профессионалов 30-45 лет". Говорит, что без радикальной замены кадров не обойтись.


Диалог поколений


Хотя работать со "старой гвардией" придется, причем конструктивно. "Выборы закончились. Теперь у нас тут не политика, а общее хозяйство",— размышляет Урлашов по дороге на первую после своего вступления в должность встречу с единороссами из Областной думы. Председательствует в думе 71-летний Виктор Рогоцкий, до недавнего времени руководитель фракции "Единой России". Почти все члены политсовета партии — в прошлом руководители крупнейших предприятий города. Идиллические представления о власти, наконец-то открытой для людей, наталкиваются на плотно закрывшуюся перед журналистами дверь конференц-зала. "А вы кто? Какой канал? Кто вызывал?" — с напором накидывается на нас руководитель аппарата думы.


"Ничего нового я для себя не услышал,— говорит мне Евгений Урлашов, выходя из думы после встречи с единороссами.— Обещали помогать во всем, а что будет на деле, посмотрим". О будущем партии власти, в которой сам еще недавно состоял, Урлашов высказывается довольно пессимистично. Говорит, что "Единая Россия" утратила свою силу и теперь будет вынуждена меняться.


Активнейшую роль в этих изменениях решил сыграть местный 51-летний единоросс Андрей Крутиков. Он начал формировать партию с Шойгу еще под брендом "Единства". За его плечами два срока председательства в Областной думе. Опытный политик, сегодня он изо всех сил создает себе имидж этакого либерала внутри партии власти. Даже завел страничку в "Фейсбуке" (правда, у него пока шесть друзей, но это дело наживное). Именно он призвал однопартийцев высказать недоверие действующему губернатору Ярославской области Сергею Вахрукову: во главе с ним "Единая Россия" набрала в декабре позорные 29%, поддержанный им кандидат от партии Якушев проиграл мэрские выборы Урлашову. Предложение, по сути, "сдать" своего Крутиков объясняет тем, что "ошибки, допущенные Вахруковым начиная с декабря 2011 года, недопустимы для губернатора". По мнению Урлашова, губернатор после вызова в Москву уже написал заявление об уходе по собственному желанию и теперь только ждет отмашки, чтобы его обнародовать. Прогнозов по будущему назначению в Ярославле никто сделать не решается. Местный политолог Александр Миклин предполагает что Кремль в расчете на электоральную ностальгию по прежним временам захочет вернуть пост губернатора 64-летнему Анатолию Лисицыну, который уже занимал его с 1991 по 2007 год.


Между тем в местной "Единой России" всерьез заговорили о переменах на самом высоком уровне. "Для меня 29%, которые набрала партия на выборах в декабре,— нормальная цифра,— неожиданно утверждает секретарь регионального политсовета "Единой России" Николай Александрычев.— Общество послало нам сигнал: давайте, меняйтесь!" "В политсовет должны прийти новые, творческие люди. Те, у кого есть здоровые амбиции, желание сделать что-то новое",— резюмировал он в завершение очередного политсовета. Несколько лет назад рядовые партийцы и не мечтали услышать такое из уст своих руководителей. Не под запись некоторые молодые единороссы признавались, что давно еще, в 2003 году, когда старшие товарищи отодвигали их от участия в муниципальных выборах, хотелось на все плюнуть и выйти из партии, но не решились.


Места и люди


Из Ярославля до Некрасовского района области — 30 с небольшим километров. Оказалось, что там, несмотря на плохие результаты "Единой России" на декабрьских выборах, глава района единоросс Николай Золотников в марте успешно продлил свой мандат, набрав аж 70% голосов. Почему люди, доверяющие партии власти всего на 29%, так высоко оценили работу ее представителей в районной администрации и что, собственно, молодые управленцы-единороссы, практически ровесники Урлашова, думают о его победе?


Некрасовский район еще с дороги удивляет аккуратными новенькими указателями на съезды к многочисленным музеям. Кроме классического Краеведческого и исторически объяснимого для этих мест литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова предлагается посетить Музей народных мастеров Романовых, Музей русской предприимчивости, Музей вятского торгующего крестьянина и Музей русской баньки по-черному. Если бы не дорожное покрытие, можно подумать, что по ошибке свернул в Европу, где всевозможные музеи поджидают туриста почти в каждой уважающей себя деревне.


Выяснилось, что новая администрация Некрасовского района с самого начала сделала ставку на развитие туризма. Встретивший меня первый зам главы района Александр Кошлаков показал еще одну местную достопримечательность, которую видно прямо из окон его кабинета в районном центре Некрасовское,— Ландшафтно-этнографический музей-солеварню. "Раньше наше поселение называлось Большие Соли,— привычно вел для меня исторический экскурс Александр.— Здесь на берегу реки Солоницы выпаривали соль". Благодаря частным инвестициям поросший бурьяном остров, на котором еще недавно собирались местные маргиналы, превратили в интерактивный музей под открытым небом. Александр мечтает, что через пару лет сюда будут приставать прогулочные катера с Волги, а туристы со всего мира останавливаться на постоялом дворе. И причал, и постоялый двор еще только в проекте, но энергии Кошлакову не занимать, поэтому все может быть.


В заместители главы района Александр пришел с кондитерского предприятия, где работал менеджером. В "Единой России" к тому времени состоял уже семь лет. Глава района, тогда 35-летний Николай Золотников набирал в свою команду скорее грамотных управленцев и финансистов, нежели политиков.


Замглавы так себя и называет — "нанятый менеджер". На работу каждый день ездит из Ярославля за 35 километров. Главной заслугой некрасовской команды, помимо Солеварни, конечно, считает строительство корпуса Центральной районной больницы — реанимированный 20-летний долгострой. Но несмотря на привлеченные под самые разные проекты инвестиции (открыли кондитерскую и швейную фабрику), на 70% район остается дотационным. Основные фонды ЖКХ изношены на 70%. За них, кстати, Кошлаков и отвечает, но трудностей не боится. Говорит, что просто нужно работать. А результат их работы уже оценили: за последние несколько лет в рейтинге эффективности органов исполнительной власти на местах Некрасовское переместилось с 19-го на шестое место.


На закате подъезжаем к паромной переправе через Волгу — красоту не передать ни словами, ни съемкой на "Айфон". Разговор становится откровенным. "А что нам теперь, оправдываться что ли, если нашу партию прозвали партией жуликов и воров? Глупо,— с обидой говорит Александр.— Думаю, надо просто брать на себя ответственность и доводить хорошие дела до конца. На местах работает много здравых людей, которые хотят что-то сделать для страны". На вопрос о том, ожидал ли провала "Единой России" на выборах, задумавшись, отвечает, что по правде не ожидал. Думал, что еще какое-то время позиции партии власти будут незыблемыми. "Вы поймите,— с напором объясняет мне Александр,— какой бы оппозиционный кандидат ни пришел бы сейчас во власть, условно говоря, Урлашов, ему сегодня придется доказывать все то, что он декларировал, на деле. И пенять уже будет не на кого".


Вопросы об Урлашове, в прошлом муниципальном депутате как раз от "Единой России", в городском политсовете которой в ту пору состоял Кошлаков, замглавы воспринимает болезненно: "Он просто держит нос по ветру. Было актуально быть в "Единой России", Урлашов был. А как только позиции партии пошли на спад, он ушел в оппозицию. Я, например, не собираюсь на переправе коней менять, что бы ни случилось. Евгению Робертовичу можно только посочувствовать. Ему крайне сложно будет собрать команду — никто не пойдет, потому что мы же с вами понимаем, что это значит похоронить свою карьеру".


P. S. Когда вы читаете этот текст, ярославцам, может, уже назначили нового губернатора. Урлашов, дай бог, представил горожанам свою команду. У Кошлакова, надеюсь, не затормозилась стройка больницы. А местные музыканты, наверное, слагают обо всем этом новые хиты. Поживем — увидим.

Елизавета Замыслова, Ярославль — Москва

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе